Соревнуются две команды. Каждая заранее выбирает название по названию какого-либо цветка и готовит эмблемы с его изображением.
Также выбирается жюри в составе 3–5 человек. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Урок целесообразно проводить в пять этапов.
I. Самостоятельное изучение теоретического материала. Материал (приложение 1) раздается учащимся за неделю до урока. Кроме того, учитель предлагает желающим ознакомиться и с другими источниками, предоставляя список дополнительной литературы (приложение 2).
Урок-обобщение.
Оборудование: настенные таблицы, муляжи мозга рыб, скелета костистой рыбы, аквариум с живыми рыбками.
Цель урока: усвоение учащимися знаний об использовании микроскопических грибов в пищевой, фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве, при утилизации бытовых отходов, в качестве объекта биотехнологических исследований, направленных на оптимизацию существующих и создание новых производств.
Оборудование. На листах ватмана – изображения взрослых озерных лягушек (самки и самца с раздутыми резонаторами): пипы суринамской, сумчатой квакши, ринодермы Дарвина, тритона; кладки икры лягушек и 9 стадий развития головастика лягушки, начиная с икры. Из листа ватмана делается травинка. Аудиозаписи кваканья лягушек.
Оборудование: компьютер, телевизор, видеозаписи, аудиозаписи со звуковым оформлением; клетки, молочная бутылка, кусочек хлеба, смоченный растительным маслом, небольшая закрытая коробка, садовая лейка; животные (крыса, мышь, хомяк, морская свинка); карточки-задания для команд-участниц, конверты, жетоны для зрителей, оценочный лист для жюри.
Уже само название «Химия жизни» привлекает и связывает воедино сведения по биологии и химии. Урок «Химия жизни» завершает изучение основных тем по органической химии, поэтому у учащихся уже сформировались знания о строении молекул углеводов, белков, жиров, их физических и химических свойствах, применении.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: интегрированный физико-биологический урок-презентация.
Цель урока: познакомить учащихся с последними научными данными о радиации и ее воздействии на биологические объекты.
Задачи: 1. Изучить химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и, таким образом, получить доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни.
I. Подготовительный этап урока
1. Мотивация
Источником мотивации являются два высказывания К. А. Тимирязева о лишайниках:
Цель: сформировать у учащихся прочные знания о строении и работе сердца.
Цель: на основе знаний, полученных на уроках общей биологии, органической химии, установить связи между строением, химическими свойствами и биологическим значением углеводов и липидов.
Тип урока: интегрированный урок биологии и физической культуры.
Цель: выявить значение и влияние физических упражнений на здоровье человека.
Цель урока: изучить строение и функционирование зрительного анализатора, дефекты зрения и методы их коррекции.
Цели урока: познакомить учащихся с новой для них наукой - биоакустикой; рассмотреть способы воспроизведения звуков в животном мире; выявить целесообразность строения органов слуха у различных животных; повторить знания по теме "Звуковые волны".
Цели: формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотребление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей отрешения от жизненных проблем. Показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти.
Цель урока: способствовать формированию здорового образа жизни учащихся, привлечь внимание к проблеме табакокурения и поиску путей её решения.
Задачи урока.
Образовательная: отработать навыки самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.
Обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»
Оборудование: секундомер, бочонок с пронумерованными фишками, ребусы, кроссворды; на доске таблица, в которой отражаются результаты каждого гейма.
Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере; развивать умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы;
Оборудование: таблицы «Муравьи», «Пчелы», «Бабочки»; дидактические карточки-задания (Сонин Н.И. и др., 2003); запись «Полет шмеля» (композитор Н.А. Римский-Корсаков); диафильм «Размножение насекомых»; красные и зеленые кружки.
Оборудование: подборка иллюстраций (рисунки, фотографии, видео) и текстов с основными формулировками, которые проецируются на экран; записи голосов земноводных; информационные листы для индивидуальной работы учащихся; листы с изображением представителей трех отрядов земноводных; детская игрушка – лягушка.
Оборудование: диск с записью голосов лягушек; влажные препараты лягушек; живые шпорцевые лягушки в аквариуме; информационные листы (Приложение 1); таблицы и рисунки с изображением кистеперых рыб, различных земноводных; схемы строения конечностей позвоночных; ласты.
Сказка на новый лад «О тех, кого не любят, боятся и бранят»
Действующие лица: Сказительница-ведущая, Царь-батюшка, Иван-царевич, Баба Яга, Черный кот, Старичок-лесовичок, Мышка-норушка, Черепаха, Змея, Царевна-лягушка.
Тип урока: лекция с элементами демонстрации; урок рассчитан на 2 ч.
Технология: лекционно-семинарская.
Структура урока: линейная.
Оформление: книжная выставка: «Порхающие цветы»; в качестве музыкального оформления можно использовать аудиозаписи «Бабочки» (муз. Ю.Тугарикова, сл. В.Пальчинскайте; муз. А.Араратяна, сл. М.Вистуни).
Действующие лица: двое ученых и муравьи разных каст (самки, самцы, рабочие).
Оборудование:
– игровые поля с указанными на них названиями экологических групп насекомых (приложение № 1);
– наборы из 15 карточек в конверте для каждой группы учащихся с изображениями различных видов насекомых и их кратким описанием (приложение № 2);
Предлагаемый урок – второй при изучении темы «Класс Земноводные».
Задачи урока: рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни, установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами, продолжить формирование умений работать с учебником.
Цель урока: убедить учащихся в универсальности закона сохранения и превращения энергии на различных примерах превращения энергии в живой и неживой природе.
Тип урока: комбинированный, интегрированный (биология – физика – химия)
Цели урока: обобщить знания, полученные при изучении биологии, физики и химии, необходимые для сдачи ЕГЭ: выявить западающие темы.
Учебно-воспитательные задачи урока: сформировать знания о личности; ознакомить с периодами формирования личности; ознакомить обучающихся с индивидуальными особенностями личности; провести психодиагностику, направленную на определение типов темперамента у обучающихся,
Цели: интеграция предметов биологии и ОБЖ; формирование учебно-познавательной, информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Задачи:
Цели урока: применение полученных знаний на практике; закрепление умений и навыков построения вариационного ряда и вариационной кривой; вовлечение обучающихся в активную деятельность; совершенствование умений работы с источниками знаний; совершенствование навыков анализа, обобщения; развитие познавательного интереса к окружающей жизни.
Задачи урока: раскрытие особенности организации настоящих бактерий; объяснить их функциональные особенности; продолжить формировать умение пользоваться учебником и таблицами, самостоятельно составлять схемы.
Оборудование: видовое многообразие птиц (рисунки); карта полушарий; таблица "Даты прилета некоторых видов птиц европейской части СНГ и сроков сельскохозяйственных работ”; силуэты птиц в полете; аудиозапись "голоса птиц в природе; карточки: птицы оседлые, перелетные, кочующие; презентация урока "Перелеты птиц”.
Цель: расширение знаний учащихся о цветковых растениях, их особенностях и многообразии.
Задачи:
Задачи: углубить знания учащихся о значении природы для человека, о его воздействии на окружающую среду; познакомить с творчеством поэтов родного края, совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжить формирование навыков анализа текста и построения речевого высказывания в публицистическом стиле, обогащать словарный запас;
Цель урока: формирование знания о модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости.
Задачи урока:
Задачи: познакомить учащихся с отличительными признаками представителей царства Грибы; показать их сходство и отличие от растений и животных; углубить знания о строении тела гриба, типах питания и размножения; сформировать понятие о микоризе;