Оборудование: портреты Гиппократа, И.П.Павлова, таблицы "Виды темперамента”, "Типы ВНД”, учебники по психологии и возрастной физиологии.
Словарь: темперамент, тип ВНД, ВНД, флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник, возбуждение, торможение.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Эта часть урока проводится в виде фронтальной беседы педагога со студентами по следующим вопросам:
Психология |
Возрастная анатомия, физиология, гигиена |
1. Что такое деятельность? |
1. Что собой представляет кора головного мозга? |
2. Назвать основные виды деятельности человека. |
2. Что такое утомление? |
3. Дать определение труду, определить его цели и мотивы. |
3. Что такое переутомление? |
4. Дать определение учебной деятельности, определить ее цель и мотивы. |
4. Каковы причины чрезмерного утомления школьников? |
5. Дать определение игре, определить ее цель и мотивы. |
5. Что является лучшим профилактическим средством против переутомления? |
6. В чем заключается принцип единства сознания и деятельности? |
6. Как И.П.Павлов охарактеризовал значение сна? |
7. Раскрыть влияние деятельности на развитие познавательных процессов человека. |
7. Как В.Шекспир сказал о сне? |
8. Раскрыть влияние деятельности на развитие личности. |
8. Чем характеризуется легкий медленный сон? |
9. Определить, как сознание влияет на развитие деятельности. |
9. Чем характеризуется глубокий быстрый сон? |
10. Какие индивидуальные особенности влияют на развитие деятельности человека и развиваются в ней. |
10. Каковы условия благоприятного сна? |
III. Изучение нового материала
План
Гиппократ и И.П.Павлов как основоположники учения о темпераменте.
Понятие о темпераменте и его свойствах.
Типы ВНД и виды темперамента.
Характеристика особенностей поведения людей с различными видами темперамента.
Психодиагностика видов темперамента.
По первому и второму вопросам плана студенты готовят небольшие (на 5 минут) сообщения.
1. Гиппократ (460-377 до н.э.). – выдающийся древнегреческий врач, обобщил и разработал основные положения античной медицины, в том числе нормы поведения врача в отношении больного; деятельность Гиппократа способствовала освобождению медицины от религии; он ввел понятие "молочный” зуб, темперамент, изобрел особый вид повязок на округлые поверхности, которые получили название "шапки Гиппократа”.
И.П.Павлов (1849 – 1936) – великий русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов пищеварения; труды И.П.Павлова сыграли огромную роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики, лауреат Нобелевской премии (1904г.), награжден 132 наградами академий и научных обществ. Самый титулованный ученый их всех.
2. Психика каждого человека уникальна. Наблюдая за людьми, можно заметить их индивидуальные различия: одни – общительные, другие – замкнутые, одни – импульсивные и энергичные, другие – медлительные и неповоротливые. Эти качества различий касаются не содержания личности, а ее внешних проявлений и связаны с темпераментом (соотношение, пропорция). Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения, врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразных видах деятельности.
Психологи выделяют два основных свойства темперамента, характеризующих динамику психических процессов и поведения: активность и эмоциональность.
Активность – это способность проявлять себя в различных видах деятельности, это степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие проявления как целенаправленность и настойчивость достижения цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
Эмоциональность темперамента характеризуется в особенности возникновения и протекания чувств, аффектов и настроений. Эмоциональность характеризуется:
а) быстротой возникновения чувств;
б) силой чувств;
в) устойчивостью чувств;
г) проявлением чувств в речи, жестах, мимике.
Активность и эмоциональность определяют динамику различных видов деятельность человека и являются устойчивыми, врожденными особенностями психики, но может изменяться под влиянием условий жизни, деятельности и воспитания.
Третий и четвертый вопросы разбираются совместно преподавателями и студентами с помощью учебной литературы. Заполняется таблица студентами в рабочих тетрадях и параллельно на доске:
Тип ВНД по Павлову |
Вид темперамента по Гиппократу |
Особенности возбуждения и торможения, условных рефлексов |
Особенности поведения |
Сильный неуравновешенный |
Холерик |
Возбуждение преобладает над торможением, переход от возбуждения к торможению затруднителен. Условные рефлексы образуются быстро, но непрочно. |
Быстрота действий и решений, быстрая смена настроений, эмоциональный, вспыльчивый, неуживчив, несдержан, инициативен, энергичен, принципиален, не доводит начатое до конца. |
Сильный уравновешенный подвижный |
Сангвиник |
Возбуждение преобладает над торможением, переход осуществляется легко. Условные рефлексы образуются быстро и прочно. |
Эмоционален, работоспособен, эффективное мышление, внимание неустойчиво, быстро сходится с людьми, общителен, легко переживает неудачи, торопится в принятии решений. |
Сильный уравновешенный медленный |
Флегматик |
Хотя возбуждение преобладает над торможением, переход от торможения к возбуждению затруднен. Условные рефлексы образуются медленно, но прочно. |
Спокоен, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях, нетерпелив, основателен, редко выходит из себя. Но он инертен, безучастен, ленив и безволен. |
Слабый |
Меланхолик |
Торможение преобладает над возбуждением и переход от торможения к возбуждению затруднен. Условные рефлексы образуются медленно и непрочно. |
Быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен, осторожный, тонко чувствующий, осмотрительный, замкнутый, необщительный, с замедленной реакцией, склонен к сильным переживаниям, застенчив. В нормальных условиях жизни-глубокий содержательный человек. |
Студентам раздается бланк диагностики типов темпераментов. Из предложенных качеств студенты должны выбрать наиболее характерные для них особенности и определить их в 2 балла, менее характерные – в 1 балл, остальные два качества – в 0 баллов.
Преобладающим будет тот темперамент, где набрано большое количество баллов (бланк прилагается).
Диагностика типов темперамента
№ |
|
|
|
|
1. |
Неуравновешенное поведение |
Хорошо уравновешенное поведение |
Отлично уравновешенное поведение |
Очень неуравновешенное поведение |
2. |
Сильные, кратковременные эмоциональные переживания |
Поверхностные, кратковременные эмоциональные переживания |
Слабые эмоциональные переживания |
Глубокие и длительные эмоциональные переживания. |
3. |
Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого. |
Настроение устойчивое, жизнерадостное |
Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей. |
Настроение неустойчивое с преобладанием пессимизма |
4. |
Речь громкая, резкая, неравномерная. |
Речь громкая, живая, плавная. |
Речь монотонная, медленная |
Речь тихая с задыханием |
5. |
Терпение слабое |
Терпение умеренное |
Терпение очень большое |
Терпение слабое |
6. |
Адаптация хорошая |
Адаптация отличная |
Адаптация медленная |
Адаптация трудная |
7. |
Общительность высокая |
Общительность умеренная |
Общительность невысокая |
Общительность низкая (замкнутость) |
8. |
Агрессивность в поведении |
Миролюбивое поведение |
Сдержанность в поведении |
Истеричность поведения, возмущение и уход от любых сложностей |
9. |
Отношение к критике возбужденное |
Отношение к критике спокойное |
Отношение к критике безразличное |
Обидчивое отношение к критике |
10. |
Страстные, увлеченные поведение и деятельность |
Энергичные (деловые или болтливые) поведение и деятельность |
Поведение неутомимого труженика |
Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других) |
11. |
Отношение к новому положительное |
Безразличное отношение к новому |
Отрицательное отношение к новому |
Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим и наоборот |
12. |
Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета |
Расчетливое, без особого риска отношение к опасности |
Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности |
Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности |
13. |
Стремление к цели сильное, с полной отдачей |
Стремление быстрого достижения с избеганием препятствий |
Более реальная оценка своих способностей |
Стремление к цели то сильное, то слабое, с избеганием препятствий |
14. |
Значительная переоценка своих способностей |
Некоторая переоценка своих способностей |
Более реальная оценка своих способностей |
Чаще недооценка своих способностей |
15. |
Умеренная внушаемость и мнительность |
Небольшая внушаемость и мнительность |
Слабая внушаемость и мнительность |
Большая внушаемость и мнительность |
IV. Закрепление
Решение психологических задач.
Задача 1. На основании характеристики определить тип темперамента школьника. Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?
А. Виктор Г., III класс. Медлителен. Походка нетерпеливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит довольно с равнодушным лицом, сам руки не поднимет, но на вопрос учителя отвечает обычно правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: "Да так”. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно.
Б. Борис Р., III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и "лететь” в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив.
В. Саша Д., II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный.
Г. Лена В., П класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: "Как дела?” - обычно отвечает улыбкой: "Очень хорошо!”, - хотя иногда оказывается, что полученные ее отметки и не так уж хороши.
Задача 2. Боря, Саша, Коля и Дима – ученики 1У класса. Все отличаются отсутствием дисциплинированности. Они разговаривают на уроках, нарушают правила поведения, не выполняют требований дежурного учителя. Мальчики отличаются друг от друга по своему темпераменту.
Боря – типичный непоседа. На уроках ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключения составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит, настойчив. Говорит очень быстро – "проглатывает слова”. Быстрая походка вприпрыжку.
Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко переходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и потому часто отвечает невпопад.
Коля сидит в классе обычно спокойно, редко отвечает на вопросы болтливого соседа по парте. На уроках часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не реагирует.
Дима – болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный.
1. По данным характеристикам определите, какой тип темперамента у каждого мальчика.
2. Какие из перечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к каждому из них и почему?
1) Применить меры наказания:
а) снизить оценку по дисциплине;
б) вызвать родителей.
2) Разъяснить правила поведения в школе.
3) Дать ответственное поручение в классе (назначить старостой и т.д.).
4) Провести индивидуальную беседу.
5) Представить поведение ученика в смешном виде.
6) Чаще поощрять за хорошие поступки.
7) Сблизить с товарищами.