Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок биологии в 6 классе "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

 

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (растительного мира) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.

Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, магнитофон и запись стихотворения С. Есенина «Береза».

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.

Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, потому, что присутствуют гости, во-вторых, урок интегрированный на тему: «Растительный мир в русской поэзии 19 века». Обратимся к толковому словарю и уточним значение слова «интегрировать», поможет нам лингвист …Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.

Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим и пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир растений.

Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века о природе.

II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.

Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).

Почему растения считают живым организмом?

Каково значение растений в природе?

Какие жизненные формы существования растений вы знаете?

Как подразделяют растения по продолжительности жизни?

III. Путешествие в мир растений и поэзии.

Учитель биологии: Растения живут всюду: на суше, в воде, в различных климатических условиях. Итак, отправляемся путешествовать. Во время путешествия занесите в таблицу названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу). Начнем путешествие с нашей средней полосы.

Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока.

– Как вы понимаете «душа, язык природы»? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)

Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.

Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова «Пейзаж» и совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес.

Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.

С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)

В каких строках звучит грусть? Почему грусть?

Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей? Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?

Найдите изобразительно-выразительные средства (сравнения, олицетворения) Какова их роль?

Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Послушайте песню Г.В. Свиридова «Осень».

Идет прослушивание песни Свиридова.

– Какой характер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный.)

– Какие картины осени вы представили? Найдите строки в произведении, созвучные музыке.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

Повторяем 3 раза.

Хотя ноябрь и осенний месяц, но зима с её красотами уже не просто постучалась в гости, а вошла в дом. Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (Читает учащийся).

Иван Саввич НИКИТИН

Родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству.

Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).

Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему?

С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?

Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).

Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает?

Какой образ надолго останется в вашей памяти?

Для кого из вас зима является любимым временем года?

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А.А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Что чувствуют дети?

Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес.

Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины,
Встречает грудь твоя так
Радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.

А сейчас мы предоставим слово … (сообщения учащихся об осине, сосне и березе).

Учитель литературы: Какие стихотворения русских поэтов посвящены деревьям? (Проверка домашнего задания).

Прослушивание стих-ия Есенина «Берёза»

Учитель биологии:

– Где используется берёза?

– Каковы места обитания?

– С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?

Учитель биологии: Наши леса чередуется с открытыми пространствами.

«Зеленый луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов на нем разбросаны букеты», писал поэт И. Суриков.

– Какие цветы можно встретить на лугу?

А сейчас вам ребята расскажут о редких луговых растениях.

Сообщение учащихся о растительном мире лугов (пижма, синюха, лапчатка)

– Что объединяет все луговые растения? (Травянистые, светолюбивые и т.д.)

Учитель литературы:

Ярким утром на тихом пруду,
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонка поют, 
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
(«На пруде». И.А. Бунин)

Какое сравнение использует поэт, изображая пруд?

Приходилось ли вам когда-нибудь видеть узоры из облаков?

Что вы испытывали в этот момент?

Учитель биологии: Вслед за И.А. Буниным отправимся и мы на водоемы: на пруд, озеро, реку. Растения водоемов тоже весьма разнообразны.

Сообщения учащихся о водоемах. (Кувшинка, кубышка, рогоз)

– Какие растения водоёмов вам знакомы?

Учитель биологии: Ребята, растения обитают не только в лесах, лугах, водоёмах, но и в степи, в горах,

Учитель литературы: У поэтов есть стихотворения и об этом, но это уже тема следующих уроков.

IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.

Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир растений. Они очень ценны и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к растениям.

В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу РФ.

В нашей Московской области 289 видов растений подлежит строгой охране с полным исключением сбора.

Назовите эти растения.

Как мы с вами можем помочь природе?

Учитель литературы: Вы увидели, что поэты, несмотря на то, что они не биологи, очень точно, образно изображают мир растений, природу в целом.

V. Кроссворд.

Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.

VI. Таблица.

VII. Итог урока (оценки за урок).

VIII. Рефлексия.

Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний и зимний лес? Я видела, что и осенний, и зимний пейзажи тронул ваши души, восхитили ваше воображение.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле

Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь «Нет ничего изобретательнее, чем природа», - говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.

IX. Домашнее задание.

выучить наизусть любое стихотворение о природе России и написать мини-сочинение «В осеннем (зимнем) лесу».

Спасибо за урок!

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru