Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок биологии "Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные"

 

Задачи: познакомить учащихся с основными признаками парнокопытных и непарнокопытных млекопитающих, многообразием животных этих отрядов, связанным с приспособлениями их к растительноядному или всеядному образу жизни.

Оборудование: череп (или нижние челюсти с зубами) козы (овцы, коровы); таблицы «Отряд Парнокопытные» и «Отряд Непарнокопытные»; зоокартины «Тур, или дикий бык», «Тарпан».

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит уплотненную проверку знаний: устную индивидуальную об отрядах ластоногих и китообразных и письменную индивидуальную (по дидактическим карточкам) о многообразии млекопитающих.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Каких млекопитающих и по каким признакам относят к отряду ластоногих? Какие семейства выделяют в этом отряде и что характерно для представителей этих семейств?

2. Каких млекопитающих и по каким признакам строения и образа жизни выделяют в отряд китообразных?

3. Какие семейства и по каким признакам выделяют в отряде китообразных? Каковы особенности образа жизни животных этих семейств?

Дидактические карточки:

Карточка 10. На рисунке изображены: гепард, гималайский медведь, горностай, лисица.

Напишите названия животных, изображенных на рисунке. К какому отряду относят и какой образ жизни ведет каждое из этих животных?

Также на этом уроке можно использовать карточки, описанные ранее.

После подведения итогов проверки знаний учитель показывает на таблице представителей парнокопытных, поясняет, почему они получили такое общее название. Предлагает учащимся выяснить, между какими пальцами проходит у них ось конечности, указывает на отсутствие у них ключиц и отмечает, что одни из них – травоядные, а другие – всеядные, и с этим связаны основные различия в их строении. Далее учитель указывает, что по особенностям питания и строения пищеварительной системы парнокопытных делят на жвачных и нежвачных. Показав изображение черепа жвачного животного, задает вопрос: каковы особенности зубной системы жвачных млекопитающих? После учитель рассказывает, как эти животные – олени, козлы, бараны – захватывают и срывают растительную пищу, как они формируют во рту пищевые комки, куда поступает проглатываемая пища. При этом он подчеркивает, что жвачные животные на пастбище наполняют желудок непережеванной пищей, и задает вопросы: в связи с чем у этих животных сформировались такие особенности питания? Что происходит в дальнейшем с проглоченной непережеванной пищей? Уточнив ответы, учитель объясняет, что на пастбищах травоядные животные потребляют большое количество малопитательного корма за короткое время; далее отмечает, что происходит с поглощенной пищей у животных после их ухода с пастбищ в укромные места, прослеживая ее перемещение по отделам желудка и изменения в каждом из них.

Назвав представителей нежвачных парнокопытных, или свинообразных (кабаны, бегемоты), и показав на таблице их изображения, учитель поясняет, что желудок у них однокамерный, поедаемую пищу они глотают после пережевывания. После предлагает учащимся выявить общие признаки внешнего вида свинообразных, а при демонстрации черепа свиньи – отметить особенности их зубной системы. В заключение учитель отмечает, что примерно из 200 видов современных парнокопытных к нежвачным относят около 12 видов, а из них в нашей стране распространен только кабан, или дикая свинья, вепрь.

Перед изучением отряда непарнокопытных учитель отмечает, что по числу видов этот отряд небольшой. Демонстрирует изображения лошади, осла, зебры, носорога и тапира, просит учащихся назвать этих животных и выяснить общие признаки их строения.

Далее учитель рассказывает о дикой лошади Пржевальского (кем, когда и где она была обнаружена, какова ее дальнейшая судьба) и предлагает учащимся по изображению на таблице описать ее внешний вид.

Отметив, что лошади – жители открытых пространств, учитель задает вопрос: в связи с чем в процессе исторического развития число пальцев на ногах у этих животных сократилось от пяти до одного? После обсуждения полученных ответов учитель приводит доказательства того, что давние предки лошадей были пятипалыми, а затем трехпалыми.

При наличии времени и интереса учащихся к ознакомлению с непарнокопытными можно рассказать о других представителях отряда: куланах, сохранившихся в Туркмении на границе с Афганистаном и Ираном, носорогах, живущих в тропических лесах, саваннах, прибрежных зарослях и болотах; тапирах, населяющих сырые болотистые леса Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «парнокопытные», «жвачные парнокопытные», «многокамерный желудок» (рубец, книжка, сетка, сычуг), «непарнокопытные»; в таблицу «Основные отряды млекопитающих» внести сведения о парнокопытных и непарнокопытных млекопитающих.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru