Задачи: познакомить учащихся с особенностями размножения и развития птиц, сходством зародышей птиц и пресмыкающихся на ранних стадиях развития.
Оборудование: яйцо птицы, его разборная модель; скорлупа яйца курицы; рисунки с изображением органов размножения птиц, яйцекладок, птенцов птенцового и выводкового типов.
Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся (при наличии раздаточного материала).
Ход урока
В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит устную фронтальную проверку знаний учащихся об особенностях внутреннего строения птицы.
Вопросы для устной проверки знаний:
1. В связи с чем скелет птицы стал облегченным и более прочным?
2. Как можно объяснить большую подвижность шейного отдела скелета птицы?
3. Каково значение увеличения у птицы грудной кости и развития на ней выроста – киля?
4. Какие изменения в скелете птицы способствовали созданию прочной опоры задним конечностям?
5. Что представляет собой копчиковая кость и каково ее значение?
6. Какие изменения произошли в скелете кисти птицы и каково их значение?
7. Благодаря каким изменениям в скелете птицы создана прочная опора для крыльев?
8. Что представляет собой цевка и каково ее значение?
9. Каковы особенности мышечной системы птицы?
10. Какие изменения и в связи с чем произошли у птиц в строении пищевода, желудка и толстой кишки?
11. Каковы особенности дыхательной системы птицы?
12. Почему дыхательные процессы у птиц усиливаются с увеличением скорости их полета?
13. Почему у птиц не происходит смешение артериальной и венозной крови?
14. Благодаря чему у птиц стал возможным высокий уровень обмена веществ и в чем он проявляется?
15. Как изменилось строение головного мозга у птиц?
16. В чем проявляется сложность поведения птиц? С чем это связано?
Ответы учащихся на вопросы должны быть краткими и четкими. В заключение проверочной беседы учитель подводит ее итоги и сообщает о выставленных отметках.
После подведения итогов проверки знаний учитель предлагает учащимся вспомнить, какие органы размножения имеют рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. А затем демонстрирует изображения органов размножения птиц, отмечает, что они, как и у других позвоночных животных, парные, называет и показывает на рисунках органы размножения самки и самца, предлагает учащимся отметить особенности строения, развившиеся в связи с приспособлением к полету. При этом учитель указывает такие признаки, как недоразвитость (редукция) правого яичника, неодновременное созревание яиц. Далее он рассказывает об образовании в яичнике вокруг собственно яйца белковой и других оболочек.
Строение яйца птицы учащимся знакомо по используемым в пищу куриным яйцам. Поэтому учитель в процессе беседы, используя модель яйца и крупное изображение его составных частей, выясняет и уточняет имеющиеся у них знания. При этом он обращает внимание на местоположение зародышевого диска, разъясняет значение собственно яйца, его оболочек, воздушной камеры, рассказывает о роли канатиков, отходящих от желточной оболочки. Важно, чтобы учащиеся поняли, что оплодотворение у птиц внутреннее и слияние сперматозоида с яйцеклеткой, располагающейся в верхней активной части желтка, происходит в яйцеводах до образования белка и других оболочек.
Далее учитель задает вопросы и в процессе беседы выясняет: куда самки птиц откладывают яйца, когда они приступают к насиживанию яиц и почему, каково значение гнезда, даже простой ямки в почве, в выведении птицами своего потомства. Уточнив и конкретизировав ответы, он объясняет, что птица-наседка создает условия, необходимые для развития зародышей.
При изучении начальных стадий развития зародыша учитель обращает внимание учащихся на появление у него жаберных щелей в области шеи, длинного хвоста. Используя рисунки с изображениями зародышей пресмыкающегося и птицы, учитель объясняет, что для зародыша птицы характерны стадии зародышевого развития рыб, земноводных и пресмыкающихся. Рассказав, что к концу развития (у кур через 21 день после начала насиживания) скорлупа становится менее прочной и птенец, просунувший голову в воздушную камеру и сделавший первый вдох, при помощи рогового зуба на клюве пробивает ее и выходит наружу, учитель задает учащимся вопросы на размышление: в связи с чем по мере развития зародыша скорлупа становится менее прочной? Почему масса птенца, вылупившегося из яйца, и оставленная им скорлупа по массе меньше массы этого яйца до начала его насиживания?
Далее учитель просит сказать, какими появляются на свет птенцы у разных видов птиц. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, называет типы развития птенцов, просит привести примеры птенцовых и выводковых птиц, рассказывает о заботе родителей о потомстве в первое время после его появления.
После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «желток», «белок», «зародышевый диск», «воздушная камера», «скорлупа», «выводковые и птенцовые птицы»; в тетради заполнить таблицу «Строение куриного яйца».