Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок биологии "Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц"

 

Задачи: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в строении скелета, мышц и органов полости тела птиц в связи с приспособлением к полету, и значением этих изменений в их жизни.

Оборудование: скелет грача или другой птицы, наборы костей скелета птицы (раздаточный материал); таблицы с изображениями скелетов лягушки, ящерицы, птицы и вскрытой птицы; схемы дыхательной и кровеносной систем птицы.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся (при наличии раздаточного материала).

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит устную индивидуальную проверку знаний о местообитаниях и особенностях внешнего строения птиц.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Что дало возможность птицам широко расселиться на Земле и приспособиться к жизни в самых различных местах обитания?

2. Где и каких птиц можно встретить в природе?

3. По каким признакам внешнего строения птицу можно отличить от любого другого позвоночного животного?

4. Какие виды перьев образуют покров тела птицы и каковы их функции? Какие другие образования кожи имеются на теле птицы?

После подведения итогов проверки знаний учитель обращает внимание учащихся на изображения скелетов лягушки, ящерицы и птицы, предлагает вспомнить, каковы общие признаки их строения. Учащиеся отмечают наличие у рассматриваемых скелетов сходных отделов и называют их. Затем им предлагается выяснить, какие отделы скелета птицы значительно изменились по сравнению со скелетами земноводных и пресмыкающихся и в чем проявляются эти изменения. Учитывая, что этот вопрос для учащихся сложен, учитель отдельно рассказывает об особенностях строения черепа и позвоночника птиц, о костях, образующих грудную клетку, о костях конечностей. Важно, чтобы учащиеся не только отметили особенности их строения, но и поняли, каково их значение. Например, наличие у птиц крупной грудной кости с большим выростом – килем – учащиеся должны объяснить необходимостью увеличения места расположения и прикрепления крупных грудных мышц, поднимающих и опускающих крылья птицы. О некоторых особенностях скелета, например его легкости, наполненности большинства костей воздухом, рассказывает учитель.

Рассказывая об особенностях мускулатуры птиц, учитель обращает внимание на особое развитие мышц, поднимающих и опускающих крылья, приводящих в движение задние конечности, а также мышц, осуществляющих разнообразные движения шеи. Далее он задает вопросы: какие мышцы у птицы, поднимающие или опускающие крылья, обладают большей силой и с чем это связано? Почему птицы, перед тем как взлететь с ветки дерева, приподнимают туловище (или: почему ночующие на деревьях птицы не падают с ветвей)?

Перед изучением особенностей строения органов полости тела птицы учитель демонстрирует изображение вскрытой птицы, предлагает назвать и показать на таблице органы пищеварительной системы, а затем рассказывает об особенностях строения пищевода, желудка и толстой кишки и их значении, обращает внимание на потребление птицами большого количества пищи, быстроту ее переваривания и частое испражнение, как приспособление к облегчению массы тела птицы.

Дыхательная система птиц имеет более сложное строение, чем у пресмыкающихся. Учитель отмечает наличие в малоэластичных легких сильно разветвленных бронхов, тончайшие веточки которых образуют тонкостенные легочные пузырьки, густо оплетенные капиллярами, а также крупных ветвей, выходящих за их пределы и образующих тонкостенные воздушные мешки. Далее с помощью схемы, имеющейся в учебнике, учитель объясняет, как птицы дышат во время полета.

Демонстрируя изображение кровеносной системы птицы, учитель предлагает школьникам вспомнить о строении сердца пресмыкающихся, отметить изменения, которые произошли в строении сердца животных изучаемого класса, раскрыть значение полного разделения желудочка на левый и правый, проследить пути движения крови по большому и малому кругам кровообращения, сделать вывод о значении для организма разделения артериальной и венозной крови.

Завершая ознакомление с особенностями строения органов полости тела птиц, учитель отмечает, что изучаемые животные, в отличие от пресмыкающихся, обладают высоким уровнем обмена веществ и теплокровностью, и задает вопрос: с чем связаны у птиц такие отличительные особенности?

После учитель приводит примеры сложного поведения птиц, демонстрирует модели и изображения головного мозга ящерицы и птицы и предлагает назвать, с какими особенностями строения головного мозга связано такое поведение. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель объясняет, что с развитием полушарий переднего мозга связана быстрая выработка самых разнообразных рефлексов, отмечает также значение среднего мозга и мозжечка.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «киль», «сложный крестец», «железистый желудок», «мускульный желудок», «воздушные мешки», в тетради составить и заполнить таблицу «Особенности внутреннего строения птиц».

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru