Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок биологии "Отряды современных пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека"

 

Задачи: познакомить учащихся с отрядами современных пресмыкающихся и их основными признаками, особенностями строения и образа жизни, развившимися у представителей отрядов в связи с приспособлениями к различным местам обитания; отметить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека; показать необходимость их охраны.

Оборудование: таблица «Многообразие пресмыкающихся» и отдельные изображения представителей отрядов; модель челюстного аппарата змеи.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и переходит к устной индивидуальной проверке знаний о происхождении и многообразии древних пресмыкающихся.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. От каких древних животных произошли древние пресмыкающиеся и что способствовало их сохранению?

2. Какие древние пресмыкающиеся жили на Земле около 180 млн лет назад?

3. Каковы причины массового вымирания древних гигантских пресмыкающихся?

Подведя итоги проверки знаний и назвав новую тему урока, учитель отмечает, что из огромного множества пресмыкающихся до наших дней дожила лишь небольшая часть. В настоящее время выделяют 4 отряда: клювоголовые, из которых сохранился только один вид – гаттерия, чешуйчатые, крокодилы и черепахи. Далее учитель демонстрирует изображение гаттерии и кратко знакомит учащихся с ее внешним обликом, местообитаниями и образом жизни; с созданием специального заповедника для ее сохранения.

Далее, показав изображения различных пресмыкающихся, учитель предлагает учащимся распределить их по трем отрядам и сказать, по каким признакам они это сделали. После уточнения и дополнения полученных ответов учитель на классной доске, а учащиеся в тетрадях составляют схему:


Затем учащиеся знакомятся с представителями выделенных отрядов, начиная с чешуйчатых. Учитель демонстрирует изображения животных этого отряда и задает вопросы: какие из них и по каким признакам относят к ящерицам, а какие – к змеям? Где можно встретить в природе изображенных пресмыкающихся? Чем по внешнему виду и образу жизни различаются ящерицы? Каковы различия во внешнем строении и образе жизни змей? Учитывая, что к отличиям змей от ящериц учащиеся обычно относят длинное тело и отсутствие ног, учитель напоминает им о существовании безногих ящериц и обращает внимание на отличительные признаки змей – немигающий взгляд и прозрачность сросшихся век.

Большой интерес у учащихся вызывает изучение способов захвата и заглатывания пищи змеями. Учитель предлагает им рассмотреть скелет головы ужа или другой змеи на крупном рисунке, обратить внимание на загнутые назад зубы, способствующие удержанию и проглатыванию добычи. Челюстный аппарат змей лучше рассматривать на динамической модели скелета головы. После учитель задает вопрос: почему крупная добыча, например лягушка, может поместиться в теле ужа? При этом учащимся предлагается вспомнить о свободном расположении нижних концов ребер. Выясняется и биологическое значение питания змей крупной добычей. В заключение беседы о чешуйчатых учитель отмечает, что отсутствие ног у змей и безногих ящериц – вторичное явление: у некоторых видов, например у удавов, сохранились едва выступающие из-под кожи остатки задних конечностей.

Далее учитель предлагает учащимся, используя таблицу, рассказать о внешнем облике и образе жизни крокодила и черепахи.

После учащиеся отвечают на вопросы о значении пресмыкающихся: какое влияние на жизнь других животных оказывают ящерицы и змеи, особенно в степях и пустынях, где они наиболее многочисленны? Какой практический интерес для людей ряда стран представляют крокодилы и черепахи? Что делают в этих странах для сохранения численности этих животных? Каково медицинское значение некоторых видов змей?

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «чешуйчатые», «крокодилы», «черепахи».

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru