Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок биологии "Основные систематические группы рыб"

 

Задачи: познакомить учащихся с биологическими и систематическими признаками строения рыб, многообразием и образом жизни важнейших систематических групп.

Оборудование: таблицы с изображением представителей хрящевых, костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых рыб.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит уплотненную проверку знаний: устную индивидуальную о размножении рыб и письменную индивидуальную (по дидактическим карточкам) о внутреннем строении рыб.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Органы размножения и нерест рыб.

2. Развитие рыб от оплодотворения икры до начала самостоятельного питания.

3. Забота о потомстве у рыб. Живородящие рыбы.

Дидактические карточки:

Карточка 3. На рисунке изображены скелет рыбы; туловищный и хвостовой позвонки.

Напишите, какие части скелета рыбы и части позвонков обозначены цифрами… Благодаря чему позвоночник рыбы обладает большой гибкостью и какое это имеет значение?

Карточка 4. На рисунке изображены: органы полости тела рыбы.

Напишите, какие органы полости тела рыбы обозначены цифрами… Какое значение в жизни рыбы имеет плавательный пузырь?

Карточка 5. На рисунке изображены: схема нервной системы рыбы; головной мозг рыбы.

Напишите, какие отделы нервной системы и отделы головного мозга рыбы обозначены цифрами… Какие отделы головного мозга у рыб наиболее развиты и какое это имеет значение?

Знакомство с важнейшими систематическими группами начинается с сообщения о том, что ныне живущие рыбы имеют между собой разное родство и появились на Земле в различное время. Затем учитель предлагает учащимся установить сходство в строении рыб, относящихся к разным классам, но живущим в толще воды (акулы, сельди) или вблизи дна (скаты, камбалы), и подводит их к выводу о том, что такие признаки сходства, как окраска, форма тела или плавников, носят приспособительный, или биологический, характер.

После этого учащиеся отвечают на вопрос: чем различаются и сходны между собой акулы и сельди, скаты и камбалы? Обобщая полученные ответы, учитель отмечает, что такие признаки сходства и различия, как хрящевой или костный скелет, жаберные щели или жаберные крышки, свидетельствуют о близком или дальнем родстве рыб и развиваются независимо от жизни в тех или иных местах обитания и являются систематическими.

Демонстрируя изображения хрящевых рыб, учитель объясняет, что они разделены на несколько отрядов акул и скатов. Затем проводится беседа, в ходе которой устанавливаются характерные черты хрящевых рыб (хрящевой скелет, кожа с особой чешуей, жаберные щели, отсутствие плавательного пузыря), отмечаются различия в строении и образе жизни акул и скатов.

Рассказывая об акулах, живущих в толще воды и ведущих в основном хищный образ жизни, учитель отмечает их характерные особенности строения, такие, как веретеновидная (торпедообразная) форма тела, голова с удлиненным рылом – рострумом, кинжаловидные зубы, расположение рта на брюшной стороне тела и жаберных щелей по его бокам, мощный неравнолопастной хвост. В беседе о скатах как придонных рыбах, питающихся преимущественно моллюсками, указываются уплощенное в спинно-брюшном направлении тело, сращение краев грудных плавников с боками головы и туловища, исчезновение или перемещение спинных плавников на хвост, развитость у некоторых видов электрических органов.

Демонстрируя изображения костных рыб, учитель сообщает, что к этому классу относят большинство видов рыб (11 тыс., а хрящевых только около 700) и задает вопрос: каковы причины многообразия костных рыб? Внимание учащихся обращается на развитие у костных рыб таких ароморфных особенностей, как костные жаберные крышки, костный скелет и пр. Учитель отмечает, что названные признаки у рыб этого класса развиты неодинаково и среди костных рыб выделяют костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых. Далее учитель называет наиболее известных рыб каждой систематической группы, демонстрирует их изображения, выясняет в процессе беседы особенности их строения и образа жизни.

Далее учащиеся сравнивают представителей костно-хрящевых, или осетровых, рыб, обращают внимание на особенности чешуйчатого покрова, неравнолопастной хвостовой плавник (как у акулы), удлиненное рыло (рострум), рот, расположенный на нижней стороне тела. Обобщая ответы учащихся, учитель поясняет, что у осетровых скелет костно-хрящевой, развиты хорда и плавательный пузырь. Беседа об осетровых заканчивается рассказом учителя об их распространении, численности, промысловом значении и охране.

О двоякодышащих рыбах сообщается, что это древние рыбы, о чем свидетельствуют сохранившаяся хорда, отсутствие развитых тел позвонков. Обращается внимание на превращение у них плавательного пузыря в легкие и разделение в связи с этим предсердия неполной перегородкой на левую и правую части, что обеспечило им возможность жить в пересыхающих водоемах. В дополнение к этому учитель рассказывает об образе жизни австралийского рогозуба и африканского чешуйчатника.

Отметив, что кистеперые рыбы близки к двоякодышащим, учитель демонстрирует изображение их единственного современного представителя – латимерии. Обращает внимание на признаки древности этой группы рыб (скелет в основном хрящевой, сохранилась хорда) и сходство с рогозубом (мясистые плавники, плавательный пузырь, превратившийся в парное легкое, ноздри, сообщающиеся с ротоглоткой). Сообщение о кистеперых рыбах всегда вызывает большой интерес у школьников, поэтому учитель может рассказать, что в декабре 1938, декабре 1952, ноябре 1954 гг. на большой глубине в Индийском океане у Коморских островов были пойманы эти загадочные рыбы латимерии.

Знакомя с костистыми рыбами, учитель сообщает о многочисленности их видов (около 96 % всех видов рыб), особенностях их строения (костная чешуя, окостеневший скелет, наличие хорды только в зародышевой стадии развития, плавательный пузырь у большинства), обитании почти во всех водоемах на планете. Затем называет важнейшие отряды этой группы рыб, демонстрирует их представителей, предлагает учащимся сравнить между собой рыб двух-трех отрядов и назвать признаки их различия.

После изучения многообразия рыб учитель на классной доске вместе с учащимися составляет схему классификации рыб, что способствует систематизации полученных знаний и их закреплению.

Подведя итоги урока, учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради заполнить таблицу «Основные систематические группы рыб».

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru