Задачи: познакомить учащихся с многообразием и общими признаками черепных, или позвоночных, животных.
Оборудование: скелеты рыбы, лягушки, морской свинки; таблицы с изображением представителей позвоночных животных и схем их внутреннего строения.
Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.
Ход урока
Урок целесообразно начинать с устной фронтальной проверки знаний учащихся о характеристике типа хордовых и класса ланцетников.
Вопросы для устной проверки знаний:
1. Каких животных относят к типу хордовых?
2. Почему этот тип животных получил такое название?
3. Что представляет собой хорда и каковы ее функции?
4. Какие другие общие признаки характерны для хордовых?
5. На какие подтипы разделяют тип хордовых?
6. Каких животных относят к подтипу бесчерепных?
7. Кем, когда и где был открыт ланцетник?
8. Почему ланцетник получил такое название?
9. Какие органы расположены на теле ланцетника и каков образ жизни этого животного?
10. Чем питаются ланцетники и как они поглощают пищу?
11. Какие внутренние органы имеются у ланцетника?
12. В связи с чем жаберные отверстия у ланцетника открываются в околожаберную полость?
13. Как размножаются ланцетники?
14. Каково значение ланцетника в жизни людей некоторых стран Юго-Восточной Азии?
15. Как осуществляется промысел этого животного?
Подведя итоги проверки знаний и познакомив учащихся с познавательными задачами урока, учитель демонстрирует изображения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих и предлагает учащимся назвать этих позвоночных. Показывая изображения скелетов рыбы и кролика, просит объяснить, чем скелет позвоночного (черепного) животного отличается от скелета бесчерепного животного, что является основой скелета позвоночных, какие кости образуют позвоночник, при помощи чего они сочленяются, с какой частью скелета соединяется первый позвонок позвоночника. Уточняя и дополняя ответы учащихся, учитель подчеркивает значение позвоночника в создании прочной опоры для мускулатуры и защите спинного мозга; отмечает наличие хорды или ее остатков, значение полуподвижного сочленения позвонков, сочленение первого позвонка с черепом, наличие ребер и их сочленение с позвонками.
Далее внимание учащихся обращается на скелет конечностей и мышцы. Учитель показывает на таблице и называет кости, образующие пояса конечностей и собственно конечности, места расположения мощной скелетной мускулатуры.
Далее учитель последовательно, с использованием схем внутреннего строения рыбы, земноводного, млекопитающего, рассказывает об особенностях пищеварительной, дыхательной и других систем органов. Перед рассказом о каждой из систем органов учащимся предлагается вспомнить, какие ранее изученные животные имели такую систему органов и каково ее строение.
Важно, чтобы учащиеся усвоили, какие органы у позвоночных входят в состав пищеварительной системы; при помощи каких органов дышат водные, наземные и вторичноводные позвоночные; какие признаки строения сердца являются общими для всех позвоночных и в каком направлении происходило его усложнение; какие усложнения претерпела нервная система и пр. Знания по этим вопросам будут необходимы при изучении классов позвоночных животных.
В заключение учитель рассказывает о происхождении позвоночных от древних хордовых, близких к ланцетникам, называет общее число видов позвоночных и их основные классы.
После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «черепные, или позвоночные», «позвоночник», «позвонок», «череп», «кости», «ребра», «грудина», «грудная клетка», «пояса конечностей», «клоака», «легкие (ячеистые)», «головной мозг».