Задачи: создать у учащихся общее представление о типе моллюсков (характерные признаки строения, численность видов, распространенность в природе), познакомить с особенностями строения и образа жизни моллюсков класса Брюхоногих, развитием у них приспособлений, способствующих широкому распространению в природе.
Оборудование: живые прудовики или катушки; раковины виноградной улитки, рапаны, беззубки, перловицы, мидии (раздаточный материал); таблица «Тип Моллюски»; самодельная модель виноградной улитки.
Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, демонстрация живых моллюсков.
Ход урока
Урок целесообразно начинать с устной фронтальной проверки знаний учащихся о кольчатых червях.
Вопросы для устной проверки знаний:
1. По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?
2. Какие среды жизни населяют кольчатые черви?
3. Чем полость тела кольчатых червей отличается от полости тела круглых червей?
4. Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?
5. Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей и каковы ее функции?
6. Что представляют собой органы выделения кольчатых червей?
7. Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?
8. Какие основные классы включает в себя тип Кольчатые черви?
9. Назовите представителей класса Малощетинковые черви.
10. Где можно встретить в природе малощетинковых червей и какие признаки строения характерны для этих животных?
11. Как передвигаются дождевые черви?
12. Чем и как питаются эти животные?
13. Как происходит размножение дождевых червей?
14. Назовите представителей класса Многощетинковые черви. Чем эти черви отличаются от малощетинковых червей?
15. Какой образ жизни ведут многощетинковые черви?
16. Каковы особенности размножения и развития нереид?
17. От каких животных произошли кольчатые черви и как это можно доказать?
18. Каково значение кольчатых червей в природе и жизни человека?
Во время проверки знаний учитель в тетради или на отдельном листе бумаги ставит учащимся отметки за каждый их ответ, а на основе 2–4 отметок выставляет итоговые отметки и переносит их в классный журнал.
После подведения итогов проверки знаний и сообщения темы урока учитель демонстрирует живых моллюсков, раковины, изображенных на таблице представителей типа. Выясняет, каких из них учащиеся видели в природе, предлагает им сравнить между собой названных представителей и отметить общие признаки в их внешнем строении. Для учащихся это сложная работа, поэтому учитель задает наводящие вопросы и помогает им установить, что тело моллюсков нечленистое, мягкое, имеет снаружи раковину или ее остатки, скрытые в коже. Обращает внимание на наличие у этих животных особой складки кожи, образующей мантийную полость, передвижение не за счет сокращения мышц всего тела, а развитых мышц ноги.
Отметив, что моллюски по числу видов – один из самых крупных типов животных, и назвав их основные классы, учитель рассказывает о самом крупном классе – Брюхоногих.
Демонстрируя изображения обыкновенного прудовика и роговой катушки, виноградной улитки и полевого слизня, учитель объясняет, где можно встретить этих животных в природе, по каким признакам внешнего строения они отличаются от ранее изученных животных, чем они питаются и как передвигаются. При этом внимание учащихся обращается на наличие у них роговой раковины в виде завитка или конуса или ее остатка, скрытого под кожей, на разделение тела на туловище, голову и ногу с широкой мускульной подошвой, расположенные на голове органы чувств. После учитель показывает раковины рапаны, конусов, мурексов или их изображения на рисунках, знакомит с образом жизни этих моллюсков.
Далее на схеме строения брюхоногого моллюска учитель показывает, в каком месте мантия образует у него мантийную полость, как эта полость сообщается с внешней средой и рассказывает о ее функциях. Обращает внимание на отличие дыхания наземных и вторичноводных брюхоногих от истинно водных представителей класса.
Особенности внутреннего строения моллюсков изучаются кратко. Учитель называет и показывает на таблице имеющиеся у этих животных системы органов, а затем предлагает учащимся ответить на вопрос: какие изменения произошли во внутреннем строении моллюсков по сравнению с кольчатыми червями. Комментируя ответы, учитель поясняет значение терки (радулы), слюнных желез, печени, обращает внимание на незамкнутость кровеносной системы, наличие сердца, состоящего обычно из двух камер, почки (или двух), открывающиеся в мантийную полость.
Отметив особенности строения нервной системы кольчатых червей, учитель показывает на схеме строения прудовика, где расположены парные нервные узлы, объясняет, что нервную систему брюхоногих относят к разбросанно-узловой, и предлагает назвать, где находятся в организме прудовика наиболее крупные нервные узлы, с чем связано их такое местоположение.
Рассказывая о размножении брюхоногих, учитель отмечает, что многие морские обитатели – это раздельнополые животные, а наземные обитатели – гермафродиты. Морские виды оплодотворенные яйца откладывают в воду, а пресноводные – на листья растений и различные подводные предметы, наземные – между комочками почвы. Развитие происходит со стадией личинки у морских, и с выходом из яиц сформировавшихся улиточек у пресноводных и наземных. При этом демонстрируется изображение парусника – типичной личинки морских моллюсков. После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа; в тетради раскрыть содержание понятий: «моллюски», «брюхоногие моллюски», «голова», «туловище», «нога», «раковина», «мантия», «мантийная полость», «терка», «желудок», «незамкнутая кровеносная система», «сердце», «предсердие», «желудочек», «почки».