Задачи: раскрыть особенности размножения и развития гидроидных полипов; выявить признаки одноклеточности, проявляющиеся при размножении многоклеточных животных; познакомить со способностью кишечнополостных к регенерации.
Оборудование: таблица «Тип Кишечнополостные»; рисунки с изображением стадий развития гидры из оплодотворенного яйца, жизненного цикла колониального гидроида.
Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.
Ход урока
В начале урока следует познакомить учащихся с результатами письменной работы (дать общую оценку, назвать лучшие работы, указать на допущенные ошибки), зачитать выставленные отметки. После учитель знакомит учащихся с познавательными задачами урока и проводит устную индивидуальную проверку знаний учащихся.
Вопросы для устной проверки знаний:
1. Каких животных относят к кишечнополостным, где они встречаются в природе и каковы общие признаки их строения?
2. Где в природе можно увидеть гидру, каково ее внешнее строение и образ жизни?
3. Какие клетки образуют наружный и внутренний слои тела гидры?
4. Как происходят у гидры процессы пищеварения, дыхания и выделения и как она воспринимает внешние раздражители?
После проверки знаний учитель подводит ее итоги и знакомит с познавательными задачами урока.
Перед изучением новой темы учитель спрашивает: какие виды размножения многоклеточных организмов вам известны из предыдущего раздела биологии, чем бесполое размножение организмов отличается от полового, какое значение имеет размножение организмов.
Рассказав о приспособленности многих растений к вегетативному размножению (одному из способов бесполого размножения), следует продемонстрировать изображение почкующейся гидры, обратить внимание учащихся на то, что подобным способом происходит и бесполое размножение кишечнополостных. Также следует объяснить, при каких условиях на теле гидр образуются почки, что с ними происходит в дальнейшем и какое значение имеет такое размножение в жизни гидр. Демонстрируя изображение гидроида обелии, нужно отметить, что у колониальных кишечнополостных благодаря почкованию происходит увеличение числа особей колонии.
Перед изучением полового размножения гидры учащимся можно задать вопрос: как называются женские и мужские половые клетки у растений, а после получения правильного ответа назвать половые клетки, образующиеся у гидры, продемонстрировать их изображения и пояснить, с чем связаны различия в названиях мужских половых клеток: спермии у растений и сперматозоиды у животных.
После учитель рассказывает, когда у гидр образуются половые клетки, в каком слое тела, какие внешние изменения проявляются у гидр в это время, различаются ли между собой мужские и женские половые бугорки, каких гидр называют обоеполыми, или гермафродитами, а каких – раздельнополыми. При этом важно отметить, что яйцеклетки и сперматозоиды у гидр-гермафродитов созревают не одновременно, что препятствует их самооплодотворению.
Выход сперматозоидов из полового бугорка в воду, образование зиготы, ее первое деление и последующие этапы развития зародыша нужно показать, построив на фланелеграфе иллюстрированную схему развития гидры из оплодотворенного яйца. Необходимо показать, на какой стадии развития зародыши зимуют.
Для расширения представлений о размножении гидроидных можно продемонстрировать укрупненное изображение части тела обелии с особями, отпочковывающими медузок, и схему жизненного цикла этого животного.
При знакомстве с регенерацией гидр следует рассказать об опытах А. Трамбле над этими животными, напомнить, почему он назвал их гидрами, предложить учащимся ответить на вопрос: за счет каких клеток происходит восстановление утраченных или поврежденных частей тела. В заключение нужно отметить, что высокая способность к регенерации характерна для многих кишечнополостных.
При подведении итогов изучения гидроидных необходимо указать их отличительные признаки.
После учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; внести в тетрадь и раскрыть содержание понятий: «почкование», «дочерние особи», «яйцеклетка», «сперматозоид», «гермафродит», «регенерация».