Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: установить основные пути сохранения видового разнообразия биосферы
Задачи:
расширить знания о Красной книге;
познакомиться с основными видами охраняемых территорий, выяснить их отличительные черты;
установить наиболее эффективные пути сохранения биоразнообразия;
продолжить развитие навыков планирования деятельности в группе, поиска и использования необходимых средств и способов достижения цели;
формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;
Универсальные учебные действия:
Предметные:
познакомиться с путями сохранения видового разнообразия;
раскрыть роль Красных книг для сохранения видового разнообразия;
познакомиться с основными видами охраняемых территорий;
установить, что самый эффективный путь сохранения биоразнообразия – расширение сети охраняемых природных территорий
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
анализировать материалы и делать выводы;
учиться самостоятельно, планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами.
овладевать основами самоконтроля и самооценки, учиться принимать решения, осуществлять выбор в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
учиться определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать;
формировать навыки построения логических рассуждений, умения делать выводы, создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.
Коммуникативные:
готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства;
продуктивно взаимодействовать с членами группы при освоении материала;
использовать информационные ресурсы для поиска информации по теме;
формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике
Методы обучения: частично – поисковый, репродуктивный, технология системно-деятельностного подхода, элементы технологии проектной деятельности, приемы здоровьесбережения
Оборудование: видеопроектор, презентация урока «Пути сохранения биоразнообразия», карточки-задания, информационные материалы на каждую группу, приложения с дополнительным материалом, листы ватмана, иллюстрации, листы, цветные карандаши, ножницы, клей
Эпиграф к уроку на доске:
«Все, что вы говорите, любое ваше предположение –
это этап познания, поэтому оно правомерно»
А. Яблоков
№ |
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|||||||||
1. |
Организационный момент (приветствие, создание рабочей доброжелательной атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места ученика) 1-2 мин. |
Добрый день! Если день начинать с улыбки, то он обязательно будет удачным. Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению… (слайд №1) |
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. |
Личностные УУД: внутренний настрой учащихся на учебное занятие.
Регулятивные УУД: реакция на звонок, волевая саморегуляция, развитие способности самоконтроля готовности к уроку. |
|||||||||
2. |
Мотивация. 1мин. |
Звучит тихая музыка «Звуки природы» Фрэнка Дюваля, учитель читает слова: Все в мире связано так прочно, Что не найти начал, но я ищу, Я не одна – откроем вместе, точно, Сквозь мозг и сердце знанья пропущу. |
Слушают, анализируют, делают соответствующие выводы |
Коммуникативные УУД: умение слушать, анализировать, устанавливать связь со своей деятельностью Регулятивные УУД: самонастройка на продуктивную работу |
|||||||||
3. |
Создание проблемной ситуации. Целеполагание 2-3 мин. |
Предлагаю проанализировать два факта: По подсчетам ученых на Земле обитает 8,7 миллионов видов живых организмов. Из нашей природы навсегда исчезают в среднем один вид животных и растений в год. По мнению экспертов, в ближайшие 20–30 лет под серьезной угрозой исчезновения будет находиться примерно 25% всего биоразнообразия Земли. (слайд №2) Какие вопросы у вас возникают? Формулировка темы и цели урока. Звучат наводящие вопросы: Определите тему нашего урока. Кто хочет достичь цели, должен знать ее. Какова цель урока? |
Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. (С одной стороны – большое видовое разнообразие, но темпы исчезновения видов достаточно велики, исчезновение одного вида влечет за собой исчезновение других, потому что они связаны между собой различными связями). Особое внимание уделяется важности сохранения видового разнообразия как основы устойчивости биосферы Земли Формулируют тему урока «Пути сохранения биологического разнообразия» и цель: выяснить, как сохранить уникальную природу нашей планеты |
Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге. |
|||||||||
|
Актуализация знаний Планирование деятельности 3 мин. |
- Что мы уже знаем по этой проблеме? - Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 2017 год указом президента объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Сохранение биоразнообразия было важно во все времена, но особенно актуально это сегодня. (слайд №3) |
- Вспоминают, изученный ранее материал, связанный с формулировкой проблемы (Красная книга, заповедники и другие охраняемые территории) - Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть |
Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
|||||||||
4. |
Открытие новых знаний. 20 мин. |
Организация работы в группах, используя карточки-задания (Приложение 1), учебник и дополнительный материал Каждая группа получает рекомендации по созданию тематического плаката (Приложение 2). Группа «Красная книга» Группа «Заповедники» Группа «Национальные парки»
|
Каждая группа, работая с разнообразными источниками информации, планирует свою работу, используя карточку-задание, готовит тематический плакат.
|
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, участвовать в учебном диалоге, умения работать в группе, договариваться с одноклассниками. Регулятивные УУД: умение анализировать и делать выводы. Познавательные УУД: умение выделять из текста необходимую информацию. Личностные УУД: осознание границ собственных знаний, заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний. Познавательные УУД: самостоятельное выделение из текста ответов на поставленные вопросы. Умение анализировать, делать выводы. |
|||||||||
5. |
Применение новых знаний в практической деятельности. 6 мин. |
Координирует процесс презентации информации по изученной теме. Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите стикер к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась. (Карточки с названиями групп прикреплены на доске) (Приложение 3)
|
Представление своего тематического плаката одноклассникам. Проводят рефлексию своей работы в группе, заполняют лист самооценки, оценивают работу других групп, прикрепляя стикер к названию той группы, работа которой больше всего понравилась. |
Познавательные УУД: умение применять полученные знания в различных ситуациях. Умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимооценку. |
|||||||||
|
Физкультминутка 1 мин. |
А сейчас предлагаю вам выполнить упражнение «Муха» (Приложение 4) (слайд №4)
|
Выполняют упражнение «Муха»
|
Регулятивные УУД: развитие умения внутренней визуализации |
|||||||||
6. |
Первичное закрепление. 3 мин. |
Используя свои новые знания, предлагаю ответить на вопросы теста (Приложение 5). Взаимопроверка и оценивание работы (слайд №5) |
Выполняют самостоятельно тестовое задание. Уточняют правильность ответов. Оценивают товарища. Делают выводы. |
Познавательные УУД: умение применять полученные знания. Регулятивные УУД: Умение осуществлять взаимоконтроль, взаимопроверку и взаимооценку. |
|||||||||
7. |
Домашнее задание |
§ 55, задания по выбору: 1 - задание 2 стр. 72, задание 1 стр. 77 «Тетрадь-тренажер» Проект «Красная книга Краснодарского края» Виртуальная экскурсия по Кавказскому биосферному заповеднику, сочинскому национальному парку (слайд №6) |
Записывают домашнее задание в дневники |
||||||||||
8 |
Рефлексия. Подведение итогов, выставление оценок 3 мин. |
Я хочу рассказать вам причту «Девочка и морская звезда» (Приложение 6), (слайд №7) Как вы думаете, может ли один человек исправить ситуацию…, а вместе? Давайте обратимся к цели урока, достигли ли мы ее? Что удалось? Что еще неизвестно? Наше занятие подходит к завершению. Предлагаю вам выразить свое отношение к уроку Рефлексия «Дерево успеха» На ствол дерева учащиеся помещают листики зеленого, желтого или красного цвета: Зеленый - у меня все получилось, уверенность, спокойствие Желтый – у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил Красный – у меня не получилось, мне нужна помощь. Спасибо за урок! Вы очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Но это только начало познания, ведь познание безгранично. Я уверена, что вы продолжите свое самообразование в этом направлении и приложите максимум усилий в природоохранном деле. Не зря Бернард Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Успехов вам! |
Учащиеся слушают, анализируют, устанавливают связь с темой урока, делают выводы (даже один человек может охранять природу: использовать раздельный сбор мусора, посадить дерево и т.д., а вместе люди могут гораздо больше) Обсуждаем достижение цели. Проводят рефлексию Устно высказывают своё мнение об уроке. Сравнивают свои ощущения в начале урока с ощущениями в конце урока. |
Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать свои результаты деятельности и своё поведение. Умение понимать причины успеха и неудачи. Оценивают правильность выполненных действий. Личностные УУД: привитие любви к природе и бережного отношения к живым организмам. Познавательные УУД: участвуют в обсуждении. Осознанно строят выводы. Коммуникативные УУД: выражают собственное мнение о работе и полученном результате, приходят к общему мнению в совместной деятельности |
|||||||||