Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза, о механизме, обеспечивающем постоянство числа и формы хромосом в клетках,
равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;
Воспитательные: подвести обучающихся к выводу о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;
Развивающие: развивать логическое мышление, умение устанавливать связь между понятиями, развивать речь, познавательную способность, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом и рисунками учебника, с дополнительной литературой.
Оборудование: таблицы: «Биосинтез белка», «Редупликация ДНК», «Синтез иРНК», «Митоз», видеоролик «Митоз», проектор, ноутбук.
Ход урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Тестирование (приложение 1);
Работа у доски (приложение 2);
Где и как происходит трансляция? (рассказ обучающихся);
Найти ошибку в тексте: Рибосомы, передвигающиеся по одной иРНК, называются полисомой. Они синтезируют разные белки. Когда синтез окончен, рибосома переходит на другую иРНК. (правильный ответ – один и тот же белок).
Изучение нового материала:
Учитель сообщает тему урока, обучающиеся записывают ее в тетрадь.
Формулировка цели урока: изучить жизненный цикл клетки и последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления.
Учитель задает вопрос, создавая проблемную ситуацию: «Какое значение имеет деление клеток в жизни организма? (Обучающиеся дают ответы, используя знания, полученные при изучении других курсов биологии.Учитель суммирует ответы и делает общий вывод):
Деление:
А – основа размножения
Б – основа роста и развития
В – основа восстановления поврежденных органов и тканей
Г – поддержание структурной целостности тканей при утрате клеток в процессе их функционирования (замещение погибших эритроцитов, слущившихся клеток кожи, эпителия кишечника и др.)
4. Рассказ учителя о том, что клетки могут делиться разными способами (митоз, амитоз, мейоз), но основной из них – митоз. Биологическое значение митоза в том, что при нем получаются две абсолютно одинаковые клетки с наборами хромосом, идентичными набору родительской клетки. Митоз идет одинаково в соматических клетках животных, человека, вегетативных клетках растений, что свидетельствует о единстве органического мира.
5. Просмотр видеоролика «Митоз» с последующим закреплением, повторением материала прошлых тем и составлением схемы на доске и в тетрадях обучающихся (приложение 3).
6. Сообщения обучающихся о влиянии внешних факторов и химических веществ на деление клеток, о заболеваниях, возникающих у зародыша человека при нарушении процессов деления и развития его клеток под влиянием алкоголя.
IV. Закрепление:
Работа в тетради на печатной основе по теме «Митоз».
Фазы митоза |
Характеристика фаз митоза |
|
Беседа по вопросам: В чем биологическое значение митоза?
Что происходит в интерфазу для подготовки клетки к делению?
Какие фазы включает в себя митоз?
В какой фазе происходит деление цитоплазмы (цитокинез) клетки?
V. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: §..., задание в тетради на печатной основе к § ...
Приложение № 1. (тестирование)
1 вариант:
1. Чему соответствует информация одного триплета ДНК:
А – аминокислота
Б – белок
В – ген
2. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка:
А – рибосомы
Б – ядрышко
В – ядерная оболочка
Г – хромосомы
3. Синтез РНК на матрице ДНК называется:
А – транскрипция
Б – трансляция
В – репликация
4. Какова функция ДНК в синтезе белка
А – самоудвоение
Б – транскрипция
В – синтез тРНК и иРНК
5 . Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белка:
А – 100
Б – 30
В – 20
2 вариант:
1. Какая из структур ядра содержит информацию о синтезе одного белка:
А – молекула ДНК
Б – ген
В – нуклеотид
Г – триплет нуклеотидов
2. Если фрагмент ДНК имеет строение: ГТТАГЦТГА, то образовавшаяся в результате транскрипции иРНК будет состоять из:
А – ГТГАГЦТГА
Б – ГУУАГЦУГА
В – ЦААУЦГАЦУ
3. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка:
А – белок третичной структуры
Б – белок вторичной структуры
В – полипептидная цепь
4. Чему соответствует код триплета и РНК:
А – аминокислотаБ – белок
5. В состав нуклеотидов ДНК не входит:
А – аденинБ – гуанинВ – урацилГ – Тимин
3 вариант:
1. Какие компоненты составляют тело рибосомы:
А – мембраныБ – белкиВ – углеводыГ – РНКД – жиры
2. Чему соответствует информация одного гена молекулы ДНК:
А – белокБ – аминокислотаВ – ген
3. Синтез полипептида на матрице иРНК называется:
А – транскрипция
Б – трансляция
В – репликация
4. Матрицей для процесса транскрипции является:
А – ДНК
Б – полипептидная цепь
В – иРНК
Г – аминокислота
5. С какой структурой ядра связано образование всех видов РНК:
А – ядерная оболочка
Б – ядрышко
В – хромосомы
Г – ядерный сок
Приложение № 2
(задание выполняется на доске, по вариантам, разными обучающимися)
Достроить вторую цепь ДНК и иРНК, комплементарную ей, определить, какие аминокислоты закодированы в последовательности нуклеотидов ДНК:
1 вариант: 2 вариант:
ДНК: 1- ААГ-ТТЦ-ЦГТ ДНК: 1 –АЦЦ-ГГА-ТАТ
(2 – ТТЦ-ААГ-ГЦА (2 – ТГГ-ЦЦТ-АТА
иРНК: ААГ-УУЦ-ЦГУ иРНК: АЦЦ-ГГА-УАУ
аминокислоты: лизин аминокислоты: треонин
фенилаланин глицин
аргинин) тирозин)
Дополнительные вопросы: Что такое транскрипция?
Что такое трансляция?
Определить тРНК, которые необходимы для доставки аминокислот к рибосомам во время синтеза белка (к предыдущему заданию):
1 вариант: 2 вариант:
тРНК: УУЦ-ААГ-ГЦА тРНК: УГГ-ЦЦУ-АУА
4. Установить логическую связь между понятиями. Ответ обосновать:
1. ген 3. кодон
2.трансляция 5. ядро
3. триплет 2. рибосомы
4. тРНК 1.ДНК
5. транскрипция 4. антикодон
Приложение № 3
(схема записывается во время объяснения учителем новой темы, на доске и в тетрадях обучающихся)
Жизненный цикл клетки
Интерфаза Митоз
(между делениями): (деление):
редупликация ДНК профаза
запас АТФ метафаза
увеличение числа органоидов анафаза
удвоение центриолей телофаза
Вопросы, задаваемые по ходу объяснения и заполнения схемы
(поэтапное закрепление)
Что такое редупликация?
Как она происходит?
Как вы думаете, зачем запасается АТФ?
Для чего происходит увеличение числа органоидов?
Какую функцию выполняют центриоли в клетке?
Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в профазе митоза?
Сколько хромосом будет в соматической клетке человека в телофазе митоза?