Оборудование:
– игровые поля с указанными на них названиями экологических групп насекомых (приложение № 1);
– наборы из 15 карточек в конверте для каждой группы учащихся с изображениями различных видов насекомых и их кратким описанием (приложение № 2);
– коллекции насекомых, составленные из представителей различных отрядов;
– словари биологических терминов;
– определители насекомых.
Класс делится на группы по числу подготовленных игровых полей. Учитель заранее раскладывает в конверты по 15 карточек, следя за тем, чтобы в каждом конверте были все 6 карточек с изображениями насекомых соответствующей экологической группы и не было карточек с насекомыми, экологический статус которых был бы для учащихся спорным.
ХОД УРОКА
На наших уроках мы уже освоили основные принципы классификации живых организмов по особенностям их строения. Сейчас нам предстоит познакомиться с принципиально иным подходом к классификации животных – по особенностям их экологии.
Вам предстоит сыграть в экологическое лото. На столах перед вами – игровые поля с названиями экологических групп насекомых и конверты с карточками, на которых изображены различные насекомые и приводятся сведения об их биологии.
Рассмотрите их, внимательно прочитайте описания и выберите шесть карточек, насекомые на которых, по вашему мнению, относятся к данной экологической группе. Какие черты строения и жизнедеятельности их объединяют? Разложите выбранные карточки на игровом поле.
Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых и укажите, какие из них, по вашему мнению, входят в эту экологическую группу.
После того как учащиеся завершают работу с карточками, представляют и обосновывают свои решения, учитель предлагает всем вместе подумать над определением понятия «экологическая группа». В ходе беседы обращается внимание на то, что насекомых можно разделять по способу питания, характеру среды обитания и т.д. Итогом должно стать определение, близкое к следующим: «Экологической группой живых организмов считается группа из представителей различных систематических категорий, имеющих сходную среду обитания или ведущих сходный образ жизни», «Экологические группы – группы живых организмов, у которых в данных условиях существования выработались определенные общие черты строения или поведения».
В заключение урока подводятся итоги работы, выставляются оценки и предлагается творческое домашнее задание: «В мае 2045 г. в одно из обширных торфяных болот нашей области упал метеорит. Обследовав его, ученые обнаружили присутствие неизвестного науке вируса. В условиях Земли вирус оказался в благоприятной среде обитания и активизировался.
Через месяц вся область была охвачена эпидемией. Обнаружилось, что вирус поражал только насекомых из отряда двукрылых. Еще через месяц на всей территории не осталось ни одной мухи, ни одного комара, ни одного слепня. Как обрадовались местные жители! Но...»
Задание: продолжите фантастический рассказ, используя следующие термины: пищевые цепи, насекомоядные птицы, хищные птицы, конкуренция, голод, заболевания, гниение, опыление растений, снижение урожая, гибель животных, экологический кризис.
Приложение № 1
Структура игрового поля
Насекомые-паразиты |
||
Примеры экологических групп насекомых:
хищные насекомые;
растительноядные насекомые;
насекомые-падалееды, копрофаги и питающиеся древесиной;
насекомые-паразиты;
насекомые – опылители растений;
водные насекомые;
почвенные насекомые.
Приложение № 2
Отряд Полужесткокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Уховертки. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Прямокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Поденки. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Полужесткокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Двукрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Богомолы. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Стрекозы. Развитие с неполным превращением |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Полужесткокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Перепончатокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Двукрылые. Развитие с полным превращением. Тело серое, без металлического блеска. Брюшко с шашечным рисунком, конец брюшка красный. Размер 8–15 мм. Ротовой аппарат лижуще-сосущего типа. Питается нектаром и пыльцой цветов, нечистотами. Личинки развиваются в гниющем мясе, экскрементах и кухонных отбросах. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Ногохвостки. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Двухвостки. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Полужесткокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Двукрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Перепончатокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Прямокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Двукрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Полужесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Чешуекрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Ногохвостки. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Равнокрылые. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Жесткокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Пухоеды. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Перепончатокрылые. Развитие с полным превращением. |
Отряд Вши. Развитие с неполным превращением. |
Отряд Блохи. Развитие с полным превращением. |