1. К какому поэтическому течению принадлежала Ахматова? В чем заключалась суть этого течения?
(Акмеизм, который вышел из символизма, но противостоял его крайностям, мистицизму. Акмеисты пытались заново открыть ценность простого предметного мира, слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через психологически значимую деталь, жест. Для А. Ахматовой была характерна манера «материализации переживаний») .
2. Каковы темы ее раннего творчества? Назовите первые сборники Ахматовой.
(«Вечер»,
3. Назовите стилистические особенности лирики Ахматовой, ее излюбленные художественные приемы.
(Для лирики Ахматовой характерен зачаток сюжетности: в основе многих стихотворений лежит вполне узнаваемая жизненная ситуация, прямой или косвенной речью передается напряженный диалог героини и ее партнера. Лирическая героиня меняет маски. Героиня избегает называть чувство, передавая его во внешнем проявлении (жесте, мимике: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Излюбленный художественный прием – оксюморон (сочетание противоположностей): «Слава тебе безысходная боль», «Смотри, ей весело грустить такой нарядно-обнаженной» для создания эффекта неожиданности, потрясения. Ахматовский стихотворный размер – дольник (имитирует эмоциональную разговорную речь). Стилистическая фигура — эллипсис — пропуск слов, смысл которых восстанавливается из контекста.)
4. Анализ стихотворения «Песня последней встречи» (сборник «Вечер»):
а) Какое переживание лежит в основе стихотворения? Как душевное состояние героини проявляется в ее поступках? Найдите «говорящие детали».
б) Каким размером написано стихотворение? Какой художественный эффект создается ритмическим сбоем в 4-й строчке?
в) Объясните смысл эпитета «горели свечи равнодушно — желтым огнем».