Цели урока:
Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов
Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы
Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся
Задачи урока:
Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне
Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды
Организация творческой работы в группах
Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды
Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы
Класс разбит на 5 групп по природным зонам:
Арктические пустыни.
Тундра.
Тайга.
Смешанные и широколиственные леса.
Степи (прерии).
В каждой группе "Специалисты”
Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).
Климатолог (характеристика климата).
Ботаник (растения и их приспособления).
Зоолог (животные и их приспособления).
Почвовед (характеристика почв).
Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).
Ход урока
Учитель географии: "Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки
Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется "сообществом”. "Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон
Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”
Тема урока: "Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.”
Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)
– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)
– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами. Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.
Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.
На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.
Выступления учащихся группы "Арктические пустыни”
Вопросы учащимся
Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность?
Почему здесь довольно богатый животный мир?
Почему животные Арктических пустынь достигают крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты, тюлени?
Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы?
Почему их шкура и птичьи перья не намокают в воде?
Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – белый медведь
Выступления учащихся группы "Тундра”
Вопросы учащимся
Как растения тундры приспособились к прохладному короткому лету?
Почему у них маленькие листья?
Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
Мы крепко сидим как занозы
Но все это только притворство
Прижатость есть вид непокорства”
О каком непокорстве говорится в стихотворении?
Почему в тундре не растут деревья?
Почему при малом количестве осадков тундра заболочена?
Почему тундра является раздольем для диких гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?
Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – олень-карибу
Выступления учащихся группы "Тайга”
Вопросы учащимся
Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?
Почему почвы тайги подзолистые?
Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?
Какие последствия происходят после вырубки леса?
Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – секвойя
Выступления учащихся группы "Зона смешанных и широколиственных лесов”
Вопросы учащимся
С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?
Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?
Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?
Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?
Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – росомаха
Выступления учащихся группы " Степи”
Вопросы учащимся
Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?
Почему в степях не растут деревья?
Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?
Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?
Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – бизон
По ходу выступлений оформляется страница нового учебника
II часть урока "Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”
Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.
Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.
Сообщения учащихся:
Йеллоустонский национальный парк
Национальный парк Вуд-Баффало
Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.
Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.
Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.