Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок географии в 7 классе "Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки"

 

Цели урока:

Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению взаимосвязей компонентов природы в природных зонах Северной Америки для установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов

Расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убежденности в необходимости охраны природы

Развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся

Задачи урока:

Установить зависимость между климатом, растениями, животными и почвами в каждой природной зоне

Выявить приспособляемость организмов к условиям окружающей среды

Организация творческой работы в группах

Рассмотреть проблемы охраны и преобразование окружающей среды

Оборудование: Карты Северной Америки: физическая, климатическая, природных зон, атласы, планы работы (инструкции) специалистам в группах, гербарии, картины растительный и животный мир Северной Америки, почвы

Класс разбит на 5 групп по природным зонам:

Арктические пустыни.

Тундра.

Тайга.

Смешанные и широколиственные леса.

Степи (прерии).

В каждой группе "Специалисты”

Географ-картограф (характеристика ФГП зоны, определения).

Климатолог (характеристика климата).

Ботаник (растения и их приспособления).

Зоолог (животные и их приспособления).

Почвовед (характеристика почв).

Эколог (вывод о изменении природной зоны человеком).

Ход урока

Учитель географии: "Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по природе Северной Америки

Учитель биологии: Территория, заселенная определенными растениями и животными называется "сообществом”. "Все элементы мироздания гармонично связаны между собой” – говорил еще древнегреческий ученый Цицерон

Учитель географии: Как вы считаете, какие науки наиболее тесно связаны между собой? – (география, биология, химия, физика, история). Да география и биология – это две довольно близкие науки. Мы хотим предложить вам создать главу совершенно нового учебника для совместного изучения географии и биологии и назвать ее "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах на примере Северной Америки.”

Тема урока: "Взаимосвязь компонентов в природных зонах Северной Америки.” 

Учитель биологии: Взаимосвязь растений и животных, которая складывалась на протяжении всей истории развития органического мира, называется биологическими факторами (факторы живой природы)

– Природные условия, которые позволили сложиться такой взаимосвязи, называются абиотическими факторами (факторы неживой природы)

– Взаимодействие человека с природой, с окружающей средой называют антропогенными факторами. Эти понятия вы можете сегодня использовать в своих выступлениях.

Учитель географии: Итак! Сегодня вы работаете в группах, В каждой группе есть специалисты, вы должны быть готовы к выявлению взаимосвязей между компонентами. По ходу выступлений вы формируете страницу или логическую схему природной зоны нового учебника.

На столе инструкции (планы характеристик объектов), а так же лист ватмана, маркеры для оформления страницы, таблицы, карты атласов.

Выступления учащихся группы "Арктические пустыни” 

Вопросы учащимся

Почему в зоне Арктических пустынь скудная растительность?

Почему здесь довольно богатый животный мир?

Почему животные Арктических пустынь достигают крупных размеров? Белый медведь, моржи, киты, тюлени?

Какие приспособления имеются у животных Арктических пустынь, которые помогают им выдерживать сильные морозы?

Почему их шкура и птичьи перья не намокают в воде?

Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – белый медведь

Выступления учащихся группы "Тундра” 

Вопросы учащимся

Как растения тундры приспособились к прохладному короткому лету?

Почему у них маленькие листья?

Мы карликовые березы, мы хитро придумали позы
Мы крепко сидим как занозы
Но все это только притворство
Прижатость есть вид непокорства”
О каком непокорстве говорится в стихотворении?
Почему в тундре не растут деревья?

Почему при малом количестве осадков тундра заболочена?

Почему тундра является раздольем для диких гусей, уток, журавлей, на лето они прилетают сюда?

Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – олень-карибу

Выступления учащихся группы "Тайга” 

Вопросы учащимся

Почему у хвойных деревьев вместо листьев иголки?

Почему почвы тайги подзолистые?

Почему в подзолистых почвах тайги мало перегноя?

Какие последствия происходят после вырубки леса?

Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – секвойя 

Выступления учащихся группы "Зона смешанных и широколиственных лесов”

Вопросы учащимся

С какими особенностями климата связано то, что у широколиственных лесов большие листовые пластинки?

Почему лиственные леса сбрасывают листву на зиму?

Почему серые и бурые лесные почвы более плодородны?

Почему большие площади лесов вырублены и заняты с/х посевами?

Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – росомаха

Выступления учащихся группы " Степи”

Вопросы учащимся

Почему эта зона простирается меридиально в центре материка?

Почему в степях не растут деревья?

Почему несмотря на малый растительный опад почва степей плодородная?

Почему животные степей живут стадами, а лесные в одиночку?

Выступление учащегося с сообщением "Удивительное рядом” – бизон 

По ходу выступлений оформляется страница нового учебника

II часть урока "Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека”

Учитель географии: Под воздействием хозяйственной деятельности: вырубка лесов, распашка почв, рост городов – природные комплексы Северной Америки сильно изменены. Нет ни одной природной зоны, которая бы не была изменена человеком. Дороги и города строятся на века, добыча полезных ископаемых ведется десятками лет. Леса вырубают для производства бумаги и строительных материалов. Распаханные почвы смываются ливнями и талыми водами, растут овраги. Лишенные мест обитания животные исчезают.

Учитель биологии: В странах Северной Америки приняты законы направленные на охрану и восстановление природы. Ведется работа по восстановлению разрушенных комплексов: сажают леса, очищают от загрязнения озера и реки. Созданы заповедники и национальные парки. В эти чудесные уголки природы устремляются ежегодно миллионы горожан. Общее число охраняемых территорий 356. В Северной Америке создано несколько национальных парков. Самый первый – Йеллоустонский, основан в 1872 году.

Сообщения учащихся:

Йеллоустонский национальный парк 

Национальный парк Вуд-Баффало 

Вывод: А сейчас мы подводим итоги и проверяем вашу страницу.

Страница готова. Взаимодействие компонентов природы отражено.

Зная законы природы легче сберечь ее. Всем принявшим участие в создании страниц главы нового учебника ставим высокую оценку.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru