Цели урока:
сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал;
определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера;
выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Оборудование: физическая карта России, мира, учебники, атласы, презентация по животному миру Байкала и Баргузинский заповедник, слова на доске "Чудо природы во всех отношениях”.
Ход урока
Оргмомент.
- " Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении "жемчужины Сибири”, "чуда природы во всех отношениях”.
- Что вам известно о Байкале?
- Ответы обсуждаются сразу.
- А ведь Байкал включен в "Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения мы узнаем на сегодняшнем уроке об этом озере?
(Учащиеся называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке)
1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.
- Вот в таком порядке мы будем изучать Байкал
Географический блок знаний.
1. Характеристика географического положения озера Байкала. |
Используя физическую карту атласа, ответьте на вопросы: в какой части России расположено озеро; каково направление протяженности Байкала; вычислите протяженность озера; как расположено озеро по отношению к океанам. |
2. Каково происхождение котловины озера. |
Как образовалась озерная котловина; стр.246, рис.104 учебника; по карте назовите максимальную глубину озера; какие процессы происходят в зоне разломов земной коры. |
3. Характеристика климатических особенностей Байкала. |
Используя климатическую карту атласа найдите: температура июля температура января количество осадков тип климата Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья? (учебник стр.81, рис.86) |
4.Уникальные воды Байкала |
В Байкале вмещается: На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет. По физической карте определите: |
Биологический блок знаний.
1.Неповторимость живых организмов озера? |
Сообщения учащихся с показом слайдов |
|
Почему 3/4 живых организмов Байкала эндемики? |
2.Баргузинский заповедник |
Презентация о заповеднике. |
Закрепление.
1) Что обозначают эти цифры
А) 40 м |
1. Длина озера Байкал. |
2) В чем Байкал является "чудом природы во всех отношениях”, почему его называют жемчужиной Сибири?
3) Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты?
Что нового вы узнали об озере?
С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?