Цель урока: обобщение знаний по теме "Население России”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и практических умений учащихся.
Форма урока: практикум по созданию веб-квеста "Население России”.
Задачи:
образовательные:
помочь учащимся в формировании системы географических знаний как компонента научной картины мира, совершенствовании знаний о населении России, умений объяснять и применять эти знания;
способствовать формированию навыков составлять и читать таблицы, работать по созданию сайта;
развивающие:
расширять опыт творческой деятельности учащихся;
развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
развивать познавательный интерес к предметам, информационной культуре, навыки работы на ПК;
воспитательные:
способствовать развитию чувства товарищества, толерантности, взаимопомощи; осознанию личностного вклада в решение поставленной проблемы;
продолжить формирование умений взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя и группу; презентовать свою работу;
способствовать формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию:
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности;
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
метапредметиые:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
владение основами контроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
предметные:
информатика
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы,
навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи;
география:
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об особенностях жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей на территории России;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из "языков” международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Технологии:
интегрированное обучение;
дифференцированный подход (опережающие задания для сильных учащихся, работа со статистическими данными на компьютере – для слабых);
групповая работа на уроке;
работа с применением информационных компьютерных технологий (работа с программами презентаций, электронной таблицей, работа с Интернетом).
элементы технологии критического мышления
Оборудование: компьютеры, атласы для 9 класса, интерактивная доска.
Ход урока
1-й этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель географии. Сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что вести его будут два учителя – информатики и географии, и присутствием гостей, давайте мы посмотрим на них, улыбнемся им и начнем урок.
2-й этап. Определение темы, цели и задач урока.
Учитель информатики. Вы сегодня работаете в группах.
Нечетные группы - начинают работу с разгадывания кроссворда на компьютерах. Для этого зайдите на вкладку "Задание” и выберите свой кроссворд (1 группа - К№1, 3 группа – К№2, 5 группа - К№3). Один вариант кроссворда лежит у вас на столах в распечатанном виде. Итогом работы с кроссвордом должны получиться слова.
Четные группы – работают с тестами в системе интерактивного голосования "Вотум”. Возьмите пульты. Начинаем работу.
Работа с кроссвордами и тестами
Итог работы с кроссвордом – 1 группа – (показать кроссворд на общем экране) Какое слово у вас получилось? КВЕСТ
3 группа - (показать кроссворд на общем экране) У вас что получилось? НАСЕ
5 группа - (показать кроссворд на общем экране) У вас? ЛЕНИЕ
Учитель географии. Давайте соединим полученные слова, что у нас получится?
КВЕСТ НАСЕЛЕНИЕ
Как вы думаете, почему зашифрованными оказались эти два слова?
1. Ответы учащихся.
2. Я знаю, что quest – от англ. – поиск, искать и на уроках информатики мы уже работали с квестами
3. А по географии мы изучили тему "Население России”
Давайте определим тему урока, исходя из зашифрованных слов.
Тема "Создание веб-квеста по теме "Население России”
Учитель информатики. Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока, что узнать на уроке?
Ответы учащихся.
Закрепить знания по теме Население России
Отработать навыки создание веб квеста
Совершенствовать умения работать в группе
Подготовиться к сдаче экзаменов.
Одним из видов подготовки к экзаменам является выполнение тестовых заданий.
Кто у нас работал с тестами? Что у вас получилось?
(Открыть страницу с результатами).
По результатам мы с вами видим, что ребята с тестами по теме "Население России” успешно справились.
3-й этап. Выполнение практической работы по группам
Учитель географии. Итак, мы говорим сегодня о населении. Самое большое богатство всякого края - люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса.
Много нас разных: задорных, веселых,
Светлых и темных, красивых, здоровых!
Сколько же вместе дорог будет пройдено!
Край у нас общий и общая Родина!
Учитель информатики. В ходе работы мы будем заполнять веб-квест. Как вы уже сказали – квест – это поиск. Этим вы занимались в группах в течение месяца, получив опережающее задание. Сейчас это задание вы должны разместить на сайте в сети Интернет, а затем презентовать свою работу.
1 группа – Картографы
2 группа – Аналитики
3 группа – Корректоры
4 группа – Аниматоры
5 группа – Составители
В ходе подготовки, на уроке информатики вы создали шаблон веб-квеста, где распределили роли. Каждая группа начинает наполнять квест содержимым. Все необходимое на рабочем столе в папке "Открытый урок”. У вас на работу 5 минут.
https://sites.google.com/site/naselenierossii9/
Работа по созданию веб-квеста под легкую музыку.
4-й этап. Защита практической работы. Презентация страниц ВЕБ-КВЕСТА.
1. Картографы.
Мы разместили на карты России с заданиями ссылки. Сейчас мы предлагает вам открыть Карту плотности населения России, выбрать Экономический район и выполнить задание, заполнив таблицу.
Ребята выполняют задания, а мы отслеживаем на экране, обновляя страницу. Каждая группа отвечает на вопросы после таблицы, а их заполненные таблицы высвечиваются на экране.
Общий итог: в какой полосе расселения наблюдается наибольшая плотность населения? Почему?
Большая часть населения проживает в европейской части России, что совпадает с основной полосой расселения. Причина такого размещения населения связана природно-климатическими условиями территории России.
2. Аналитики.
В ходе работы мы нашли музыкальные произведения, составили схемы по теме "Миграции”, вам предлагаем, используя схему, определить типы и виды миграций, прослушав фрагменты музыкальных произведений.
Работа всего класса с музыкальными фрагментами.
А можно выполнить другое задание – используя незаполненную схему, ее мы прикрепили в виде ссылки. Используя знания, полученные на уроке, заполнить предложенную схему.
3. Корректоры.
Используя знания, полученные на уроке географии по теме "Население России”, мы написали письмо, в котором допустили географические ошибки, предлагаем найдите в тексте ошибки и исправьте их, заполнив таблицу,
Каждая группа заполняет таблицу в документе, который у вас в папке "Открытый урок” и прикрепляет файл на сайт. Правильность заполнения, проверим фронтально, а оценки за заполненные таблицы группы получат на следующем уроке.
Проверка - ребята выбирают сами, чью работу проверим классом.
4. Аниматоры.
Мы на своей странице разместили мультипликационные фильмы, главными героями которых являются народы, проживающие на территории России. И указали ссылки, т.к. они имеют большой информационный размер.
Мы предлагаем выполнить следующие задания:
Ответьте на вопросы, используя карту Атласа "Народы России”
1. Определите, если это возможно, о каких народах идет речь?
2. По каким отличительным особенностям вы это определили?
3. В какой части территории России эти народы проживают?
4. К какой языковой семье и группе они относятся?
В итоге нашей работы по теме "Народы” хотелось бы вспомнить слова В. Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
5. Составители.
В группу Составителей вошли ребята, которые составили кроссворды и тесты, с которых мы начали сегодняшний урок, но у ребят есть еще задания, с которыми они вас сейчас познакомят.
В ходе изучения темы "Население России” мы составили презентацию - викторину "Города России”, игру "Верю – не верю”, а также подготовили тесты для подготовки к итоговой аттестации.
5-й этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель информатики. Итак, мы с вами создали и выполнили ВЕБ-КВЕСТ по теме "Население России”, давайте посмотрим, что у нас получилось в итоге.
Мы отлично поработали все вместе, используя свои знания и умения не только географии, но и информатики, без которой мы не смогли бы создать ВЕБ-КВЕСТ.
Учитель географии. Давайте вернемся к задачам, которые вы поставили в начале урока. Все ли у нас получилось? Выберите и дополните предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я приобрел…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Учитель географии. Наш урок подходит к концу. Мы надеемся, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Я получила огромное удовольствие от общения с вами.
Учитель информатики. Интересно, а какое у вас настроение? Когда пойдете с урока, оставьте свой след на сайте, приклейте силуэт человечка, символизирующий ваше настроение на страничку "Настроение” (на карте улыбающееся лицо или грустное).
Урок окончен, спасибо за работу!