Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок географии "Масштаб"

 

Тип урока: интегрированный (география + математика)

Цели:

Развитие познавательного интереса к обучению.

Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.

Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.

Задачи урока:

Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.

Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.

Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.

Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

План урока:

I. Блок математики и географии

II. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)

 III. Блок математики (решение задач)

IV. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся

V. Итог урока- рефлексия

VI. Домашнее задание



Термины и понятия

Масштаб (от немецкого - мера и Stab - палка) - отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.
Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке*.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

Ход урока

I. Блок математики и географии Слайд 5.

Устный опрос (фронтально):

Что называется масштабом плана?

Что показывает масштаб?

Назовите виды масштаба. Приведите примеры.

Проверка домашнего задания: 

а) № 822  Решение: (650км х1000) : 10 000 000= 6,5 см

б) Домашняя задача Масштаб плана 1:3000см. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: а)10см; б)5см; в)2см.

Решение: так как 1см -3000см;10см х 3000см =30 000см=300м и т.д.

в) № 828. Решение: 1 300 км =130 000 000 см. 130 000 000 : 10 000 000 = 13 см - отрезок на карте.

Контрольный опрос: 

1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? (1:100)

3. Масштаб карты 1:400 000.

Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км

(1 см)

5. Определите масштаб карты. Если на карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10 км.

(1:100 000)

2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?

(в 5000 раз)

4. Масштаб карты

1:20 000 000 .

Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см

(800 км)

6.Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России 2 см, масштаб карты 1:25000000,чему равно расстояние

(500 км)

II. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)

Как изображаются предметы на плане местности? 

Прочитать топографический рассказ 

Как определить стороны горизонта? 

Что такое АЗИМУТ и как его определить? 

Работа по карте атласа. 

Найдите на плане местности населенный пункт Ладогино

Какой это населенный пункт?

Чем отличается изображение сельских пунктов от городских?

I часть

В каком направлении от Ладогино находится родник

В каком направлении от Ладогино находится домик лесника

В каком направлении от Ладогино находится паром на реке Мечота

Запад

Север

Северо-запад

Как определить по плану расстояния? 

II часть

Определите расстояния по плану

На каком расстоянии от Ладогино находится родник

На каком расстоянии от Ладогино находится домик лесника

На каком расстоянии от Ладогино находится паром на реке Мечота

родника (1 см х 100 =100 м),

домик лесника (5.5 см х 100 =550 м),

Паром на р. Мечота (12-13 см х 100 =1200-1300 м).

 III. Блок математики (решение задач)

Задачи. 3 группы туристов отправились в поход (по рядам)

Маршрут I-ой группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.

Маршрут II-ой группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.

Маршрут IIIгруппы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция.

Туристы вышли в одно и тоже время и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к станции первой?

Ответ

1). 5.5 + 1 +7 = 13.5см - маршрут I группы на плане

2). 0,5 + 3.5 + 1.5 = 5.5 см - маршрут II группы на плане

3)6.5+6+1.5=14см - маршрут III группы

4). Вывод :вторая группа придет первой

Маршрут нарисовать на интерактивной доске

IV. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная ). 

Самостоятельная работа учащихся

Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба

a1

Раздаточный материал индивидуальный

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.

(После выполнения практической показ образца выполнения работы). 

V. Итог урока - рефлексия (обратная связь).

Что показывает масштаб?

Назовите основные виды масштаба

Где можно применять масштаб?

Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?

VI. Домашнее задание

Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500 (для 6-го класса)

Составить три задачи на знание масштаба (математика) .

Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Санкт Петербург и Мурманск

б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Приложение1.

Правило для учащихся.

При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

Приложение 2.

Маршрут I группы:

дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.

Маршрут II группы:

с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.

Маршрут III группы:

с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция

Приложение3.

Фамилия Имя _____________________________________________класс__________-


1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.

 

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru