Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок географии в 6 классе "Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки"

 

Цель: сформировать представление о способах изображения рельефа на топографических картах. 

Ознакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная высота, берг-штрихи, горизонтали. 

Научить определять абсолютную высоту и вычислять относительную.

Оборудование: карточки с терминам: горизонталь, берг-штрихи, относительная и абсолютная 

высота, раздаточный топографический материал, модель нивелира; альбомные  листы с изображением холмов,

 

ям с разной крутизной склонов.

Ход урока

I. Орг.момент. Постановка темы и целей урока.

 - Вы знаете, что на земной  поверхности есть овраги и холмы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?

 - Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую

нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

 - На доске тема урока.

II. Изучение нового материала.

- Нивелир – это прибор для измерения высоты склона. Он представляет собой деревянный брусок длиной 1м сприкрепленной к его концу поперечной планкой. В середине планки прибивают гвоздь и привязывают отвес

Задание 1. Определить с помощью нивелира высоту холма с западной стороны и восточной.

Вывод – у западного склона высота 5м, а у восточного – 3м.

 - Так какая же высота холма? (затруднения у учащихся)

 - Чтобы разрешить этот спор, мы должны узнать еще и о втором типе высоты – абсолютной.

 - Абсолютная высота – превышение точки над уровнем океана.

Вопрос. Чего не хватает на этом рисунке? (Уровня Мирового океана)

 - В чем проблема? (Мировой океан далеко и каждый раз измерять относительно его очень трудоемкая работа).

 - А вам не надо это делать, достаточно взглянуть в топографическую карту. За вас всю работу сделали топографы. Как изображается высота? (коричневые линии и точки отметок высот).

Задание 2. Взгляните на рисунок.

1)Определите абсолютную высоту холма (159,3м).

2)Определите относительную высоту относительно западной подошвы. (159,3 – 127= 32,3м_

3)относительную высоту восточной подошвы. (159,3- 140 =19,3м).

 - Подводим итог  чем отличается абсолютная высота от относительной?

1.Абсолютная высота измеряется относительно уровня моря.

2.Относительная – относительно его подошвы.

 - Что нужно сделать, чтобы определить относительную высоту? ( Относительная высота равна абсолютной высоте вершины минус абсолютная высота подошвы).

 - Как вы определите абсолютную высоту? (по отметкам высот на карте).

 - Для определения абсолютной высоты любой точки необходимо воспользоваться горизонталями. Это условные линии на карте, соединяющие точки с одинаковой высотой.

 - горизонтали проводят на картах через 1, 2, 5, 10, 25, 50м.

 - При помощи горизонталей можно показать крутизну склона, какой склон крутой, а какой пологий.

Вопрос. Как вы определите, где холм, а где яма? (Берг-штрихи)

Задание3. определите по рисункам, где холм, а где яма.

 - Чем отличаются эти рисунки? (черточки наружу или внутрь).

V. Закрепление и обобщение материала.

1 вариант.

 - Какая форма рельефа изображена?

 - какова абсолютная высота этого объекта?

- Через сколько метров проведены горизонтали?

 - Определите относительную высоту объекта.

 - Какой склон объекта крутой?

2 вариант.

1.Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная 17м. Северный склонно пологий, а южный крутой. Сечение горизонталей 5м.

2.Начертите яму, абсолютная высота 152м, относительная – 77м. Сечение – 25м. северный склон крутой.

Практическая работа № 2 «Определение расстояний и высот по карте и глобусу»

Цель: формирование у учащихся умения определять расстояния и высоты гор по карте и глобусу»

Задание 1. Определить расстояние по карте и по глобусу, сравнить их:

1)      Москва – Мурманск;

2)      Лондон – Северный полюс;

3)      Северный полюс – экватор.

Задание 2. найти на карте абсолютные высоты для гор и их координаты:

1)      Анды – г.Аконкагуа

2)      Гималаи – Эверест;

3)      Альпы – Монблан;

4)      Кордильеры – Мак-Кинли;

5)      Кавказ – Эльбрус.

VI Домашнее задание. §7, задания № 5,6 к параграфу.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru