Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

Идеи для классного руководителя

Иногда нам кажется, что современный ребенок знает и умеет все: с легкостью работает на компьютере, решает задачи повышенной сложности, рассуждает о философии…. Год от года усложняются учебные программы, увеличивается толщина учебников.… Но школа по-прежнему не всегда умеет решить одну задачу – создать условия для развития Личности ребенка. И проблема здесь состоит в том, что ни один предмет учебной программы не дает возможность ребенку «познать себя» - узнать о своих возможностях, психических особенностях, определиться в интересах и планах на будущее, найти свое место в обществе. Ни один учебник не дает навыков общения с людьми, навыков социального и гражданского поведения. Эти задачи по – прежнему могут решаться только в общей жизни школьного класса.

Подробнее...

Дружбой крепкою дружить учат в школе, учат в школе, учат в школе

Возвращение детей в школу после летних каникул во многом задает тон всему году. Кроме традиционной линейки Дня Знаний 1 сентября очень полезно провести Дни Дружбы. «Пожертвовав» учебным временем, за 3-5 дней можно решить задачи адаптации 1 классов к школе вообще, 5 классов к старшей школе, знакомства новых классных коллективов в старшей школе. Дни Дружбы могут быть запланированы как в масштабе всей школы, так и для отдельных классов.

Подробнее...

«А давайте перезнакомимся снова…» (Удав из мультфильма «33 попугая»)

В рамках недели Дружбы (или как самостоятельное дело)   можно провести тренинг « на знакомство». Особенно он полезен в том случае, если коллектив сформирован вновь или если в класс пришли новые ребята. Но даже если   состав класса остался без изменения, проведение тренинга «на углубленное знакомство», будет полезным и интересным событием.

Вообще термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать.

Подробнее...

«Давайте жить дружно» (Кот Леопольд)

Для успешной жизнедеятельности классного коллектива очень важно, чтобы в коллективе существовали всеми принятые «правила общежития», правила групповой работы. Хорошо если эти правила будут разработаны совместно.

На первом этапе занятия, «для разогрева» можно провести несколько упражнений на «сближение» и снятия напряжения.

Подробнее...

Будем делать общее дело! (Информационный стенд «Это мы!»)

Очень часто   у классного руководителя возникает необходимость донесения до членов классного коллектива различного рода объявлений и информации. Нередко, эти объявления представляют собой отрывочные клочки бумаги, небрежно вывешенные в разных местах. В то же время   идея создания информационного стенда может стать очень хорошей идей для решения задачи организации внутриклассного пространства. Главное, чтобы такой стенд стал общим делом для всего класса, отражением жизни класса и каждого ребенка.

Подробнее...

Наши учителя будут нашими друзьями!

Интересной формой работы в начале года может стать знакомство с учителями класса и с самим классным руководителем.

На это общее дело приглашаются все учителя, работающие в классе. Для этого нужно сделать красивые приглашения. Классному руководителю полезно заранее переговорить с педагогами и объяснить цель предстоящей встречи.

Подробнее...

«От переменок может быть польза» («Переменный марафон»)

Для многих классов 1-8 класса  очень часто серьезной проблемой становятся перемены. Идея проведения «Переменного марафона» может помочь решить проблему поведения и дисциплины на переменах. Дело проводится или параллели или в классе между группами.

Вообще, объединение детей в классе по постоянным группам (микроколлективам) в 5-6 человек - очень эффективный способ организации коллектива. Такие группы могут иметь постоянное название девиз, сменного лидера, свой уголок на информационном стенде класса. Через систему микроколлективов можно организовать дежурство в классе и выполнение различных поручений. Важно не превращать эти поручения в формальное выполнение заданий классного руководителя (самая лучшая здесь идея - система чередования творческих поручений И.П. Иванова в педагогической технологии КТД).

Подробнее...

Назовем друг друга по ИМЕНИ

Важное место в работе современного классного руководителя занимает помощь в самопознании и самоопределении. Следующие несколько идей направлены на создание условий, способствующие развитию у детей интереса к своему «Я», построению перспективы развития. Каждая предложенная ниже идея может занимать от одного до 5 занятий.

В начале каждого занятия стоит проводить несколько упражнений на «сближение».

Подробнее...

Напишем книгу про себя, Или дневник развития

На первом этапе занятия можно провести несколько групповых игр, упражнений «на сближение» или рефлексивных упражнений («Здравствуй»,«Снежный ком» в вариациях, «Мое сегодняшнее настроение», «Моя главная цель занятий» и др.), предложить детям придумать, как можно больше вариантов приветствий, сказать друг другу несколько комплиментов и др.

В основной части занятия педагог говорит о том, что с сегодняшнего дня мы начинаем работать по построению программы самопознания и саморазвития. Что отличает каждого из вас как личность и индивидуальность от других людей? Какие особенности поведения характера делает вас неповторимым и уникальным?

Подробнее...

«Есть ли у меня план…» (День Больших Планов или «Я буду»)

Умение управлять свои временем, панировать свои дела- важное условие успеха любой деятельности.

Сделать шаг в самосовершенствовании означает разобраться в собственных мотивах и целях деятельности определиться с жизненными целями и идеалами.

В стартовой части занятий педагог говорит о том, что чтобы разобраться «в себе» стоит, видимо задуматься, а что толкает каждого из нас на определенные поступки и деятельность, что заставляет нас делать выбор в пользу того или иного поведения, выбора способа общения с другими людьми.

Подробнее...

Раскрасим мир в разные краски (Разноцветная неделя)

В водном занятии педагог возвращает детей к мысли о том, что мы продолжаем писать книгу о себе самом и напоминает, что человек не смог бы появиться как личность, если бы каждый день, каждый час, каждую минуту он не воспринимал окружающий мир. Ему просто-напросто не было о чем говорить, думать… окружающий мир наполняет человека, дает ему ощущения.

Подробнее...

«Давайте слушать мир!» (Неделя Звуков)

Педагог на вводном занятии говорит, что еще одним важным органом чувств, позволяющих познавать окружающий мир, является слух. Мы привыкаем к шуму, к звукам мира. Мы иногда даже не вслушиваемся, в так привычный для нас шум ветра, шелест листьев, пению птиц.

Но каждый предмет и вещь имеет свой «голос» и если внимательно слушать, можно больше узнать об этом мире.

Подробнее...

В мире вкуса, обоняния и осязания

Педагог в стартовой беседе рассказывает, что кроме цвета и звука, человек познает предметы окружающего мира через органы обоняния, осязания и вкуса и предлагает «поэкспериментировать» с ними – поучиться пользоваться ими и наслаждаться ощущениями которые они дают.

Упражнение 1. Педагог предлагает закрыть глаза и вызвать в себе «вкус» различных продуктов овощей и фруктов (кислого лимона, шоколада, банана, зеленого яблока, клубники, соленых брызг волн, холодной воды). Затем обсуждается, насколько «яркими» были «вкусовые» картины и как ощущение вкуса «рисовало» и сам продукт.

Подробнее...

Научимся чувствовать (Неделя чувств и эмоций)

На первом занятия педагог рассказывает детям о том, что человеку как разумному существу свойственно не только «внешне» воспринимать в окружающий мир но и внутренне его оценивать. Самую яркую оценку любым «внешним» впечатлениям дают наши эмоции и чувства, складывающиеся в настроение.

Педагог говорит, что каждый человек по-разному воспринимает окружающее Но кроме этого нередко человек испытывает состояние, которое нельзя описать только с позиции нравится или не нравится. Более того, нередко такое состояние не подчиняется мышлению – человек просто «чувствует», что ему весело, грустно, страшно… Что он любит или ненавидит.

Подробнее...

Создадим рецепт радости

На этом занятии детям предлагается обобщить все свои знания о своих ощущениях с одной стороны и научить управлять своим состоянием

«Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день». Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться.

Подробнее...

Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать « Как научиться думать или «Мыслю, значит, существую»

Следующий несколько идей связаны с необходимостью работы классного руководителя по формированию общеучебных навыков и компетентностей учащихся.

В стартовой беседе педагог формирует представления детей о том, что восприятия человеком мира было бы бесполезно, если бы человек не владел еще одной группой психических свойств: мышлением, вниманием, памятью. Человеку каждый день пришлось бы «открывать» для себя мир, если бы он не был способен к запоминанию и воспроизведению (память), анализу, синтезу, общению (мышление), наблюдению. Педагог говорит, что эти психологические свойства – один из важнейших компонентов личности, их развитость лежит в основе успеха личности. Затем педагог предлагает вспомнить несколько заданий, которые дадут «в целом» представить, что такое память, мышление, внимание.

Подробнее...

«Хочу все знать» (Информация важна, информация нужна)

Педагог в стартовой беседе еще раз говорит, что развитие памяти, мышления, внимания – важное условие успешности любой учебной и познавательной деятельности.

Вообще познание мира – задача всей жизни человека, и школа с её достаточно узким набором учебных предметов не может дать человеку «все знание о мире». Важное место здесь занимает самообразование. Некоторые философы считали и считают, что именно потребность человека к новым знаниям, к открытиям двигает все человечество в будущее. Особенно важно для организации самообразования уметь правильно получать и анализировать различную информацию.

Подробнее...

Повысим успеваемость в классе!

Важным направлением работы для классного руководителя является формирование у учащихся навыков учебной деятельности.

Блок занятий поможет сформировать некоторые важные общеучебных учебные компетентности. Это может быть цикл часов общения, специальные занятия в классе или работа с отдельными учениками.

Подробнее...

Придумаем и проведем новый урок

Предложите детям самостоятельно разработать и провести необычный урок (индивидуально 1 участником или группой, причем можно – для других групп). Это продолжить направление деятельности педагога по развитию общеучебных компетентностей.

На вводном занятии педагог предлагает детям в группах подумать и обсудить, есть ли в принципе, какие-либо темы, проблемы, научные, философские, психологические, бытовые и др. которые они хотели бы обсудить все вместе (и которые не входят в объем школьной программы). Затем педагог предлагает подумать, как возникшие идеи можно воплотить в вид школьного урока.

Подробнее...

«Хорошо бы всем рассказать о наших достижениях!» (Неделя достижений и перспектив)

Объявите неделю достижений и перспектив: предложите каждый день 2-3 участникам рассказывать о себе. Особое внимание при этом уделяется достижениям и перспектив будущего развития при этом все участники, и гости могут задавать вопросы, высказывать мнения и давать советы по поводу перспектив развития личности. Предложите детям после окончания недели оформить стенд «Наши перспективы» - они определят многие воспитательные задачи на следующий год.

Подробнее...

«Давайте понимать друг друга с полуслова…» (День толерантности)

Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления и развития демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.

Подробнее...

«Организуем жизнь класса по новому…» (Тематический период как форма организации деятельности в классе)

Одним из принципов, лежащих в основе любой гуманистической воспитательной системы современного учебного заведения, является принцип преемственности, последовательности и системности в организации учебной и вне учебной деятельности. Этот принцип требует взаимосвязи всех компонентов системы в их содержании, взаимодополнения в решении педагогических задач в учебной и внеучебной работе, наличия четких и ясных перспектив в деятельности в которую ребенок включается, взаимосвязи последующих педагогических действий с предыдущими, непрерывности педагогических воздействий, обеспечение взаимосвязи с учащимися разного возраста, согласованности требований, предъявляемых к учащимся.

Подробнее...

«Проект -это просто, проект - это нужно, проект - это важно…» (Проектная деятельность в классе)

Методу проектов в современной педагогической литературе уделено особое место. Педагогическая практика уже на протяжении столетий ищет согласие между формально- функциональной составляющей обучения, построенной на ведущей роли учителя в предоставлении готовых знаний, которые закрепляются в большей степени за счет эксплуатации памяти, и школой, развивающей, нацеленной на свободу, характеризующуюся правом выбора, самостоятельность, неформальным общением, самовыражением и высшей человеческой потребностью (А.Маслоу). Во многом вышеизложенным задачам отвечает популярный сегодня метод проектов, возникший еще в начале прошлого столетия в США.

Подробнее...

Проект «Улицы, на которых мы живем»

В каждом городе есть улицы, которые названы в честь людей, которые оставил заметный след в нашей истории и истории человечества. К сожалению, лишь 25% школьников знают, почему так названа улица.

Предложите учащимся собрать и представить сведения о своей улице.

Подробнее...

«Если бы их увидеть…» или 5 минут с великим

Предложите учащимся представить историю жизни какого-нибудь великого или известного человека.

Презентация «5 минут с великим»

Работая над презентацией, постарайся использовать как можно более широкий спектр источников и информации. В том числе:

Подробнее...

Проект «Великие книги человечества»

Какие книги современная молодежь считает Великими? Предложите учащимся представить список из 10 наиболее интересных для них книг.

Попросите библиотекаря представить по настоящему значимые в истории человечества книги. Поручите каждому микроколлективу прочитать одну из этих книг и приготовить о ней презентацию (в виде театрализации, информационного бюллетеня, эссе, компьютерной презентации и др.).

Подробнее...

«Ты записался в волонтеры?» (Волонтерская деятельность)

Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. В водной беседе педагог рассказывает о том, что такое волонтерство вообще и что значит стать добровольцем.

Подробнее...

«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)

Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических знаний теории конфликта, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков уметь правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.

Подробнее...

«Если есть друзья на всей планете…»

Это - коллективно-творческое дело, которое по времени может занимать несколько месяцев.

Предлагается провести Дни Культур разных стран и народов. За подготовку отвечают микроколлективы. Это дело будет хорошим продолжением Дней толерантности.

Подробнее...

День посвящения

В последние годы различного рода «посвящения» стали традиционными для многих школ. Посвящают в первоклассники, в пятиклассники, в почетные жители и др.

Идея посвящения может стать интересной формой подведения различных итогов и достижений.

Подробнее...

Полигонная игра «Тайны города»

Ролевые игры на местности (полигонные игры), как во всем мире, так и в России, становятся все более популярными. Количество поклонников ролевых игр неуклонно растет. Включение этого типа игр в деятельность класса - вполне оправданный шаг при условии сохранения педагогического смысла и педагогической управляемости деятельности.

Подробнее...

Пора на природу!

Очень любят школьник разного возраста выходы на природу. Предложите ребятам не просто вылазку на природу, а своего рода тренировочный поход, направленный на развитие навыков взаимопомощи и взаимодействия, наблюдательности и смекалки.

В походе участвуют две-три группы одного возраста. Во главе каждой группы встает командир. Ему вручаются карты маршрута с азимутами и ориентирами. Маршруты, длина которых 10-15 километров, пролегают параллельно друг другу, иногда сближаясь до 300 метров, а затем удаляясь друг от друга до 500-800 метров. Это зависит от рельефа местности.

Подробнее...

Игра на местности

Это еще один вариант организации вылазки на природу (по идеям лагеря «Орленок»)

Разрабатывается приблизительная карта местности, на которой проводиться игра (можно воспользоваться обыкновенной топографической картой, нанеся на неё границы зоны игры). Для каждой команды разрабатывается маршрут по этой территории таким образом, чтоб команды встречались как можно реже, но в тоже время длинна маршрута должна быть одинакова (длинна маршрута 2-5 км в зависимости от возрастных категорий играющих и количества игроков).

Подробнее...

Выезд на все случаи жизни

Управление отношениями вообще возможно через заданные нормы и образцы взаимоотношений, обеспечении точности восприятия и понимания всеми членами единого коллектива друг друга, создание искусственных воспитывающих ситуаций. По мнению многих педагогов особенно результативно эти задачи можно решить в условиях выезда воспитанников и педагогов за пределы школы по специальной программе. Такие выезды имеют много названий, и по большому счету в данном случае, название не имеет большого значения. Выезды способствуют формированию самоорганизации класса, но не надо надеяться, что все получиться сразу. Быть организованными детей нужно учить. Через выезд и выездные семинары можно решить самые сложные педагогические, воспитательные и образовательные задачи.

Подробнее...

Поможем друг другу «Взаимообучение»

Очень часто классному руководителю приходится с различного рода проблемами в учебе ребят. В каждом классе есть ученики хорошо успевающие и есть отстающие, по какой-то причине не усвоившие какой-то материал.

В этом случае можно провести День Взаимообучения. Особенно хорошо такое взаимообучение проходит на выезде.

Подробнее...

Раз веревка, два веревка (Веревочный курс»)

Успех коллектива во многом зависит от того, насколько входящие в нее люди хотят и умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. Понимают и разделяют ли они общие цели, доверяют и уважают себя и партнеров, готовы брать ответственность за свой вклад в решение общих задач, т.е. от слаженности взаимодействия "игроков" в команде, от их сыгранности. Веревочный курс с успехом может быть включен в любой выезд класса или быть проведенным самостоятельно.

Подробнее...

Нам нужна команда! (Выездной тренинг командообразования)

Вместо веревочного курса можно организовать игровой тренинг командобразования. Основным его отличием является то, что на станциях, где выполняются задания, игроков встречают ведущие в определенных костюмах в логике игры. Это могут быть пираты, если команды ищут клад, мудрецы если участникам предстоит найти ключи от «Шкатулки знаний», сказочные герои, если игроки собирают рецепт зелья Мудрости и др.

Подробнее...

Будем использовать ИТ в учебном процессе

Развитие информационных технологий и задача широкого использования их в образовательных и учебных целях заставляет классных руководителей искать новые формы работы с классом на основе этих технологий. Выше мы уже приводили примеры, как можно использовать навыки работы на компьютерах учащихся при различных презентациях и защитах.

Подробнее...

День учебных презентаций

Дети получают задание подготовить по одному из предметов учебную презентацию.

На специальной консультации, которую проводят все педагоги класса (в режиме интегрированного урока)   определяются содержание и тема презентации, возможные разделы и структура.

Затем в течение недели дети работают над заданием (индивидуально или по группам).

Учебная презентация - это форма представления материала для зрителей и слушателей.

Подробнее...

«А что если стать исследователем?» (Мини-конференция)

Предложите учащимся провести мини-исследования по какой-то интересующей их проблеме.

Научно-исследовательская работа школьников – деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Это самый сложный вид самостоятельной работы. В приведенных ниже рекомендациях мы   описали   наиболее сложные вопросы работы над исследовательской работой.

Подробнее...

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru