Иногда нам кажется, что современный ребенок знает и умеет все: с легкостью работает на компьютере, решает задачи повышенной сложности, рассуждает о философии…. Год от года усложняются учебные программы, увеличивается толщина учебников.… Но школа по-прежнему не всегда умеет решить одну задачу – создать условия для развития Личности ребенка. И проблема здесь состоит в том, что ни один предмет учебной программы не дает возможность ребенку «познать себя» - узнать о своих возможностях, психических особенностях, определиться в интересах и планах на будущее, найти свое место в обществе. Ни один учебник не дает навыков общения с людьми, навыков социального и гражданского поведения. Эти задачи по – прежнему могут решаться только в общей жизни школьного класса.
Среди функциональных обязанностей классных руководителей работа с классным коллективом занимает особое место. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит и индивидуальный успех каждого учащего и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном, сплоченном коллективе легче решаются все задачи, с таким коллективом интересно и легко работать и самому педагогу.
Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируются умения сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Именно эти навыки вместе со специальными знаниями и умениями по предметам- залог успеха современных выпускников в меняющихся социально-экономических условиях России и мира.
В педагогической литературе описаны очень много средств и методов работы в классе. Однако современное общество ставит перед педагогами новые задачи. Кроме традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно - познавательных, коммуникативных, мировоззренческих компетентностей и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию – залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель в современной школе может и должен учить детей навыкам эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и саморганизации.
Мы предлагаем некоторые идеи и практические рекомендации по построению модели групповой и коллективной работы в классе, набор некоторых форм и методов работы, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с классом. Предложенные разработки - именно идеи, их практическое воплощение- дело творчества и фантазии самих педагогов и детей.