Кто придумал нотный стан – пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки? Произошло это в начале XI века. Тогда итальянский монах Гвидо д’Ареццо – Гвидо Аретинский (992–1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо, – нарисовал те самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки. Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета.
Такие знаки-символы стали называться нотами. Ноты (от латинского «notatio», что означает «записывание, обозначение») стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы. Длительность звука обозначается белой или чёрной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучить молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем церковных певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое первое название: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La – по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна.
Со временем слог Ut заменили на слог Do, а также появилось название ещё для одного звука-ноты – Si, составленного из первых букв словосочетания Sancte Iohanne – Святой Иоанн. Так появился первый международный язык – язык нот, который ныне понимают все музыканты мира: ДО – РЕ – МИ – ФА – СОЛЬ – ЛЯ – СИ.