Иван Константинович Айвазовский говорил, что море — это вся его жизнь. Художника образно называли певцом моря за его возвышенную и поэтическую любовь к бескрайним водным просторам. После окончания Академии художеств Айвазовский некоторое время плавал на кораблях Черноморского флота. Во время своих путешествий он познакомился со многими легендарными флотоводцами: П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым, М.П. Лазаревым и другими.
На протяжении всего своего творчества И.К. Айвазовский не раз обращался к изображению исторических битв. Эпизоды морских сражений Русско-шведской войны 1788—1790 годов, Крымской войны, Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и других отражены во многих его произведениях. Писал эти полотна художник со знанием дела — он прекрасно знал устройство и конструкцию боевых кораблей. Победы русских моряков восхищали его. С русским флотом он дружил столь тесно (и «взаимно»), что, когда в 1846 году художник отмечал в Феодосии десятилетие своей творческой деятельности, его пришла приветствовать целая эскадра под командованием В. А. Корнилова, будущего героя Крымской войны.
Крымская война началась в октябре 1853 года. Первоначально Россия воевала с Турцией за господство на Ближнем Востоке. Российский Черноморский флот, руководимый адмиралами В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, начал боевые действия против Турции на Чёрном море и вскоре блокировал турецкие корабли в их портах. 18 ноября 1853 года состоялось сражение между эскадрой Нахимова и турецкой эскадрой, укрывшейся в Синопской бухте (Малая Азия).
Решив напасть на турецкий флот, Нахимов очень серьёзно рисковал. Береговые батареи в Синопе и орудия на турецких судах были очень хорошие. Кроме того, у русских были только парусные суда, а у турок было два парохода. Нахимова так беспокоило это, что в приказе, отданном накануне боя, он посвятил турецким пароходам особый пункт: «Фрегатам „Кагул" и „Кулевчи" во время действия оставаться под парусами для наблюдения за неприятельскими пароходами, которые, без сомнения, вступят под пары и будут вредить нашим судам по выбору своему».
До начала сражения турки были так уверены в победе, что посадили на суда войска, которые должны были захватить русские корабли по окончании битвы. Однако турки допустили непростительную ошибку. Они расположили свой флот как бы веером у самой набережной города. Набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой. В результате турецкий флот закрыл собой если не все, то многие сильные береговые батареи. Расположение турецких судов было таково, что они могли встретить эскадру Нахимова только одним бортом. Другой был обращён не к морю, а к городу Синопу.
В результате четырёхчасового боя все корабли турок (кроме одного парохода) и большинство береговых батарей были уничтожены. Русская эскадра выпустила почти 17 тысяч снарядов. Стрельба русских артиллеристов была очень меткой. Были взорваны и превратились в кучу обломков четыре фрегата, один корвет и один пароход. Пробитые и искалеченные другие три фрегата и один корвет были сожжены самими турками. Остальные суда, помельче, тут же пошли на дно. Некоторые из погибающих турецких судов выбросились на берег, где начались пожары и взрывы на батареях. Погибло около трёх тысяч турок. В плен был взят командующий турецкой эскадрой Осман-паша, у которого была перебита нога.
Вот как описывает конец этого сражения один из очевидцев: «Большая часть города горела, древние зубчатые стены с башнями эпохи Средних веков выделялись резко на фоне моря пламени. Большинство турецких фрегатов ещё горело, и когда пламя доходило до заряженных орудий, происходили сами собой выстрелы, и ядра перелетали над ними, что было очень неприятно. Мы видели, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Ужасно было видеть, как находившиеся на них люди бегали, метались на горящих палубах, не решаясь, вероятно, кинуться в воду. Некоторые, было видно, сидели неподвижно и ожидали смерти с покорностью фатализма. Мы замечали стаи морских птиц и голубей, выделяющихся на багровом фоне озарённых пожаром облаков. Весь рейд и наши корабли до того ярко были освещены пожаром, что наши матросы работали над починкой судов, не нуждаясь в фонарях. В то же время весь небосклон на восток от Синопа казался совсем чёрным».
Русской эскадре был причинён большой вред. Некоторые суда вышли из боя в тяжёлом состоянии, но ни один не затонул. Все они благополучно вернулись в Севастополь. Русские потеряли в бою 38 человек убитыми и 240 ранеными. После Синопской битвы русский флот ненадолго завоевал господство на Чёрном море.
23 ноября 1853 года, после тяжёлого перехода через Чёрное море, эскадра П. С. Нахимова причалила в Севастополе. Всё население города, уже знавшее о блестящей победе, встретило победоносного адмирала. Нескончаемое «Ура, Нахимов!» неслось также со всех судов, стоявших на якоре в Севастопольской бухте.
На картине «Синопский бой» И. К. Айвазовский изобразил один из самых значительных эпизодов Крымской войны — истребление турецкой эскадры российским флотом под командованием легендарного адмирала П. С. Нахимова. Слева величественно и спокойно, строгими рядами располагаются русские корабли, а справа — разбитая турецкая флотилия. Турецкие корабли объяты пламенем и идут ко дну. Город Синоп и береговые батареи также горят. Оставшиеся обломки кораблей догорают и тонут в морской пучине. Яркие огненные вспышки видны на горизонте. Особенно привлекает внимание мощный взрыв на одном из турецких судов. Возможно, это взорвались пороховые бочки в трюме. Сполохи пламени, клубы дыма, летящие вверх обломки, написаны столь эффектно, что всё это напоминает праздничную иллюминацию.
Контрасты света и тени, насыщенные красно- багряные и ослепительно яркие цветовые пятна подчёркивают трагическую для турецкой эскадры развязку боя. Художнику удалось ярко и выразительно показать в своей картине исход этого сражения.