Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

«Переход Суворова через Альпы» (В. И. Суриков)

 

Картину «Переход Суворова через Альпы» Ва­силий Иванович Суриков закончил в 1899 году. Её появление совпало со столетним юбилеем изобра­жённого на ней события. Сам художник утверж­дал, что это случайное совпадение.

В конце 1795 года Россия заключила союз с Ан­глией против революционной Франции. Генерал- фельдмаршал А. В. Суворов был поставлен во главе 60-тысячной армии, готовой выступить против Франции. Неожиданная смерть императрицы Ека­терины II в ноябре 1796 года отсрочила вмеша­тельство России в войну против Франции. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. Великий русский пол­ководец А. В. Суворов, который отрицательно от­носился к нововведениям Павла, был отправлен в ссылку в своё имение. Первоначально Павел отка­зался от какого-либо активного участия в делах ан­тифранцузской коалиции. Вскоре ситуация изме­нилась.

В 1798 году французский генерал Наполеон Бо­напарт захватил Ионические острова, Египет, ос­тров Мальту. Магистр Мальтийского ордена бежал, а гроссмейстером Ордена был объявлен Павел. Бу­дучи православным, он взял под своё покрови­тельство Мальтийский рыцарский орден, который был подчинён Папе Римскому.

Для борьбы с революцией во Франции в 1798 го­ду была организована антифранцузская коалиция в составе России, Англии, Австрии, Турции и Не­аполитанского королевства. Цель коалиции заклю­чалась в изгнании французов из Италии. Главные действия развернулись в 1799 году в Северной Ита­лии. Командование русско-австрийскими войска­ми по настоянию союзников было поручено воз­вращённому из ссылки Александру Васильевичу Суворову.

В апреле—августе 1799 года был предпринят Итальянский поход А. В. Суворова. Стремительные манёвры полководца на итало-швейцарском теат­ре военных действий и его победы над француз­ской армией на реках Адда и Треббия и при Нови, захват Пьемонта и взятие Турина привели к по­чти полному освобождению Италии от француз­ского господства.

Военные успехи России вызвали недовольство Австрии, которая претендовала на Северную Ита­лию. Англо-австрийское руководство антифранцуз­ской коалиции разработало новый план военных действий.

А. В. Суворов получил приказ идти со своими войсками в Швейцарию на соединение с корпу­сом генерала А. М. Римского-Корсакова и австрий­ской армией. Оттуда предполагалось вторгнуться во Францию.

В сентябре 1799 года русские войска под коман­дованием Суворова совершили переход из Италии в Швейцарию через Альпы. Суворов избрал крат­чайший, хотя и наиболее трудный путь — через перевал Сен-Готард, занятый противником. Пос­ле трёх атак русские войска овладели перевалом. Французы пытались задержать противника у тун­неля Урзерн-Jlox и у Чёртова моста, но были обой­дены с флангов и отошли.

В тяжёлых климатических условиях, испытывая недостаток в продовольствии и боеприпасах, пре­одолевая сопротивление французов, русские вой­ска в короткий срок смогли перейти Альпы и до­стичь Швейцарии. Солдатам пришлось карабкать­ся по горным кручам, которые до тех пор считались неприступными, преодолевая усталость и снежную бурю. Две недели длился этот героический пере­ход, многие солдаты погибли. Но армия не сдалась. К 27 сентября 1799 года войска А. В. Суворова про­рвали французское окружение и через горные хреб­ты вышли в долину Рейна, где были австрийские владения.

К этому времени австрийцы, не дождавшись прихода Суворова, оставили без подкрепления корпус А. М. Римского-Корсакова, который был разбит в Цюрихском сражении. Союзники также не обеспечили войска Суворова продовольствием. Цель Швейцарского похода не была достигнута. Вторжение во Францию было невозможно. 11 ок­тября 1799 года Павел разорвал союз с Австрией и приказал Суворову возвратиться с армией в Рос­сию.

Швейцарский поход А. В. Суворова стал леген­дарным. Впоследствии прославленный француз­ский маршал Массена говорил: «Я отдал бы все свои победы за отступление Суворова в Альпах». Героический переход русской армии через Аль­пы стал одной из блестящих страниц нашей во­енной истории. За победы, одержанные в Италии и Швейцарии, Суворов получил титул князя Ита­лийского и чин генералиссимуса. Это была послед­няя военная кампания Александра Васильевича

Суворова. Он был неожиданно уволен в отставку и вскоре умер.

В своей картине «Переход Суворова через Аль­пы» В. И. Суриков показал один из моментов ге­роического Швейцарского похода. Художник изо­бразил спуск русской армии с хребта Панике 26 сентября 1799 года. Этим завершился легендар­ный суворовский переход. Художник взял темой картины данное историческое событие потому, что в нём ярко раскрылись героические черты русско­го солдата — отвага и доблесть, способность пре­одолевать величайшие трудности.

На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты. Крутой камени­стый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Ка­жется, что невозможно перебраться под самыми облаками через заснеженные горные вершины, и скалы и неожиданно ударить по врагу. Но друго­го пути для русской армии нет. Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия. Ведь с ними был великий полководец Суворов! Он любил сол­дат, разделял с ними все тяготы походов, был ря­дом в боях. Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные за­дачи.

На картине В. И. Сурикова великий полководец изображён верхом на белом коне. Суворов остано­вился на самом краю каменистого обрыва. Он пе­ребрасывается с солдатами весёлыми шутками, а рукой показывает — вперёд! Полководец находится не в центре картины, а в левом верхнем углу. На Суворова зрителю указывают обращённые к нему взгляды солдат. Однажды В. И. Суриков обмол­вился, говоря о своём детище: «Подвиг под шутку полководца». «Подвиг» в этой фразе — ключевое слово.

Русскому полководцу А. В. Суворову отведено достойное место, однако внимание привлекают прежде всего солдаты, которые совершают не­бывалый подвиг. Сцена построена так, что созда­ётся впечатление, будто лавина воинов в букваль­ном смысле слова низвергается на зрителя. «Глав­ное у меня в картине — движение», — объяснял свою работу В. И. Суриков. Толпа солдат не безли­ка. Она состоит из живых и разнообразных людей с сильными, выразительно переданными харак­терами.

Два молодых солдата, которые отвечают на шут­ку Суворова жизнерадостными улыбками, форми­руют «оптический» центр картины. Это подчёрк­нуто концентрацией вокруг них светлых красок. На первом плане картины с отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. Седой ве­теран с Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением. Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских вои­нов. Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель.

Ни одна из картин В. И. Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Большинство критиков резко протестовало против этой картины. Тогда художник обратился к тому судье, который был в его глазах выше и значительнее всех, — к народу. «Будьте так добры, исходатайствуйте позволение посмотреть гвардейским солдатам и казакам моего „Суворова", — писал он одному из своих влия­тельных знакомых. — Они в прошлый раз смотре­ли „Ермака" ежедневно...»

Создав образ народного героя, прославив геро­изм и мужество русских людей, Суриков знал, что найдёт в народе справедливую и верную оценку своему труду.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru