Картину «Переход Суворова через Альпы» Василий Иванович Суриков закончил в 1899 году. Её появление совпало со столетним юбилеем изображённого на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение.
В конце 1795 года Россия заключила союз с Англией против революционной Франции. Генерал- фельдмаршал А. В. Суворов был поставлен во главе 60-тысячной армии, готовой выступить против Франции. Неожиданная смерть императрицы Екатерины II в ноябре 1796 года отсрочила вмешательство России в войну против Франции. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. Великий русский полководец А. В. Суворов, который отрицательно относился к нововведениям Павла, был отправлен в ссылку в своё имение. Первоначально Павел отказался от какого-либо активного участия в делах антифранцузской коалиции. Вскоре ситуация изменилась.
В 1798 году французский генерал Наполеон Бонапарт захватил Ионические острова, Египет, остров Мальту. Магистр Мальтийского ордена бежал, а гроссмейстером Ордена был объявлен Павел. Будучи православным, он взял под своё покровительство Мальтийский рыцарский орден, который был подчинён Папе Римскому.
Для борьбы с революцией во Франции в 1798 году была организована антифранцузская коалиция в составе России, Англии, Австрии, Турции и Неаполитанского королевства. Цель коалиции заключалась в изгнании французов из Италии. Главные действия развернулись в 1799 году в Северной Италии. Командование русско-австрийскими войсками по настоянию союзников было поручено возвращённому из ссылки Александру Васильевичу Суворову.
В апреле—августе 1799 года был предпринят Итальянский поход А. В. Суворова. Стремительные манёвры полководца на итало-швейцарском театре военных действий и его победы над французской армией на реках Адда и Треббия и при Нови, захват Пьемонта и взятие Турина привели к почти полному освобождению Италии от французского господства.
Военные успехи России вызвали недовольство Австрии, которая претендовала на Северную Италию. Англо-австрийское руководство антифранцузской коалиции разработало новый план военных действий.
А. В. Суворов получил приказ идти со своими войсками в Швейцарию на соединение с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова и австрийской армией. Оттуда предполагалось вторгнуться во Францию.
В сентябре 1799 года русские войска под командованием Суворова совершили переход из Италии в Швейцарию через Альпы. Суворов избрал кратчайший, хотя и наиболее трудный путь — через перевал Сен-Готард, занятый противником. После трёх атак русские войска овладели перевалом. Французы пытались задержать противника у туннеля Урзерн-Jlox и у Чёртова моста, но были обойдены с флангов и отошли.
В тяжёлых климатических условиях, испытывая недостаток в продовольствии и боеприпасах, преодолевая сопротивление французов, русские войска в короткий срок смогли перейти Альпы и достичь Швейцарии. Солдатам пришлось карабкаться по горным кручам, которые до тех пор считались неприступными, преодолевая усталость и снежную бурю. Две недели длился этот героический переход, многие солдаты погибли. Но армия не сдалась. К 27 сентября 1799 года войска А. В. Суворова прорвали французское окружение и через горные хребты вышли в долину Рейна, где были австрийские владения.
К этому времени австрийцы, не дождавшись прихода Суворова, оставили без подкрепления корпус А. М. Римского-Корсакова, который был разбит в Цюрихском сражении. Союзники также не обеспечили войска Суворова продовольствием. Цель Швейцарского похода не была достигнута. Вторжение во Францию было невозможно. 11 октября 1799 года Павел разорвал союз с Австрией и приказал Суворову возвратиться с армией в Россию.
Швейцарский поход А. В. Суворова стал легендарным. Впоследствии прославленный французский маршал Массена говорил: «Я отдал бы все свои победы за отступление Суворова в Альпах». Героический переход русской армии через Альпы стал одной из блестящих страниц нашей военной истории. За победы, одержанные в Италии и Швейцарии, Суворов получил титул князя Италийского и чин генералиссимуса. Это была последняя военная кампания Александра Васильевича
Суворова. Он был неожиданно уволен в отставку и вскоре умер.
В своей картине «Переход Суворова через Альпы» В. И. Суриков показал один из моментов героического Швейцарского похода. Художник изобразил спуск русской армии с хребта Панике 26 сентября 1799 года. Этим завершился легендарный суворовский переход. Художник взял темой картины данное историческое событие потому, что в нём ярко раскрылись героические черты русского солдата — отвага и доблесть, способность преодолевать величайшие трудности.
На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты. Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Кажется, что невозможно перебраться под самыми облаками через заснеженные горные вершины, и скалы и неожиданно ударить по врагу. Но другого пути для русской армии нет. Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия. Ведь с ними был великий полководец Суворов! Он любил солдат, разделял с ними все тяготы походов, был рядом в боях. Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные задачи.
На картине В. И. Сурикова великий полководец изображён верхом на белом коне. Суворов остановился на самом краю каменистого обрыва. Он перебрасывается с солдатами весёлыми шутками, а рукой показывает — вперёд! Полководец находится не в центре картины, а в левом верхнем углу. На Суворова зрителю указывают обращённые к нему взгляды солдат. Однажды В. И. Суриков обмолвился, говоря о своём детище: «Подвиг под шутку полководца». «Подвиг» в этой фразе — ключевое слово.
Русскому полководцу А. В. Суворову отведено достойное место, однако внимание привлекают прежде всего солдаты, которые совершают небывалый подвиг. Сцена построена так, что создаётся впечатление, будто лавина воинов в буквальном смысле слова низвергается на зрителя. «Главное у меня в картине — движение», — объяснял свою работу В. И. Суриков. Толпа солдат не безлика. Она состоит из живых и разнообразных людей с сильными, выразительно переданными характерами.
Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. Это подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок. На первом плане картины с отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. Седой ветеран с Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением. Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов. Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель.
Ни одна из картин В. И. Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Большинство критиков резко протестовало против этой картины. Тогда художник обратился к тому судье, который был в его глазах выше и значительнее всех, — к народу. «Будьте так добры, исходатайствуйте позволение посмотреть гвардейским солдатам и казакам моего „Суворова", — писал он одному из своих влиятельных знакомых. — Они в прошлый раз смотрели „Ермака" ежедневно...»
Создав образ народного героя, прославив героизм и мужество русских людей, Суриков знал, что найдёт в народе справедливую и верную оценку своему труду.