В 1906 году известный издатель и книгопродавец И. Н. Кнебель предложил Валентину Александровичу Серову написать картину из Петровской эпохи для затеянной им серии исторических картин для гимназий и начальных школ. Художник согласился. Он увлёкся сложным образом Петра I — великого преобразователя России, основателя и строителя Санкт-Петербурга, жестокого самодержца, перед которым преклонялись одни и которого проклинали другие россияне.
Серов хотел показать зрителям «своего» ужасного Петра, а не того, по словам художника, «слащавого оперного героя и красавца», каким выходил первый русский император из-под кисти большинства живописцев. В результате появилась вовсе не «школьная» картина, а грандиозное полотно, на котором Пётр I показан таким, каким он был в представлении художника.
В. А. Серов изобразил Петра I на строительстве Санкт-Петербурга. Впервые Пётр I ступил на берега Невы весной 1703 года. Сойдя с лодки на топкий берег будущей Петроградской стороны, он пришёл в восхищение и приказал рубить тут для него сосновый дом. Царь навсегда привязался к этому месту, заложил в устье Невы город, перенёс сюда столицу империи.
Река Нева всегда была для Руси «окном в Европу». Она связывала север с югом, запад с востоком.
Еще в далёкие времена по берегам Невы стояли русские посёлки. Например, в 1500 году на Васильевском острове, который уже тогда имел это название, насчитывалось пятнадцать крестьянских дворов.
В 1617 году Россия вынуждена была отдать Швеции, все русские земли по Неве, на Карельском перешейке и по берегам Финского залива. Россия осталась без выхода к морям. На юге от Чёрного моря её отгораживала Турция, на севере от Балтийского — Швеция. И только по студёному Белому морю в город Архангельск летом заходили торговые суда.
Царь Пётр I решил вернуть России выход к Балтийскому морю. В 1700 году он начал Северную войну со Швецией. Но предпринятая царём попытка захватить шведскую крепость Нарву не удалась, сражение закончилось разгромом русской армии. Она оказалась хуже обученной и вооружённой по сравнению со шведской.
Прошло немного времени, и русская армия перешла в наступление. В сентябре 1702 года после ожесточённого штурма армия Петра I взяла Нотебург. Так шведы назвали старинный русский город и крепость Орешек. По поводу этой победы Пётр I сказал: «Очень жесток орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен». Царь переименовал Нотебург в Шлиссельбург, что означает «ключ-город». Истоки Невы были освобождены от шведских войск.
Теперь надо было овладеть выходом в Балтийское море. В апреле 1703 года русские войска по Неве подошли к шведской крепости Ниеншанц. Она находилась недалеко от устья Невы. Пока шла осада крепости, Пётр I исследовал низовья Невы. Здесь сохранились русские поселения, где проживали землепашцы, рыбаки, судостроители, ремесленники. Вскоре крепость Ниеншанц сдалась. Устье Невы вновь стало русским. «Окно в Европу» было пробито.
Пётр I решил построить в устье Невы крепость. Она должна была защищать отвоёванные земли. Стали искать удобное место. Выбор Петра пал на
Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два больших рукава. Возведённая на острове крепость была способна держать под прицелом всю окрестность.
16 мая 1703 года на Заячьем острове заложили крепость, которую впоследствии назвали Петропавловской. Дата основания крепости считается днём рождения Санкт-Петербурга. Город стал носить имя ангела-хранителя царя — святого апостола Петра.
Первой постройкой нового города был небольшой деревянный дом на берегу Невы. Это «первоначальный дворец» Петра I. Царь жил в нём недолго. Уже более 300 лет Домик Петра I бережно сохраняется.
Местность, где строился новый город, была дикая и суровая. Кругом были только дремучие леса да болота. Несколько раз вода затопляла город. Но всё это не останавливало Петра.
Уже через год в Санкт-Петербурге работало более двадцати тысяч человек. Трудились от зари до зари. Валили лес, осушали болота, рыли каналы, прокладывали проспекты, строили дома. Питались плохо. Жили в землянках и шалашах. От тяжёлой работы, голода и болезней гибли десятки тысяч строителей нового города. На их место присылали новых работников.
Благодаря труду простых людей город, основанный Петром I, быстро рос. К 1725 году в Санкт- Петербурге насчитывалось свыше сорока тысяч жителей. Это составляло восьмую часть всего городского населения России. К этому времени Санкт-Петербург стал столицей огромной империи.
На картине В. А. Серова «Пётр I» император вместе со своими сподвижниками идёт по берегу Невы. «Он был страшный, — комментировал свой замысел В. А. Серов, — длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению к туловищу, головкой, что должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой...» В гавани стоят корабли — символ преобразований Петра. Шагающий на их фоне царь словно устремляется в окно, «прорубленное» им в Европу. Три фигуры сподвижников Петра, почти «сдуваемые» встречным ветром, противопоставлены не знающему сомнений царю.
Многие посчитали образ Петра I, созданный Серовым, карикатурным, но наиболее прозорливые зрители высоко оценили эту работу за её «подлинность».