Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (К Е. Репин)

 

В 1870-е годы Илья Ефимович Репин увлёкся исторической темой. Художника привлекали силь­ные натуры, судьбы которых связаны со значи­тельными историческими событиями. Он написал картину «Царевна Софья Алексеевна через год пос­ле заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году», а затем «Иван Грозный и сын его Иван». Последним значительным историческим произведением И. Е. Репина была картина «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану».

В XVI—XVIII веках существовала Запорожская Сечь. Это была своеобразная «республика» укра­инского казачества за Днепровскими порогами. Каждый казак был обязан нести военную службу за свой счёт. Суровые условия жизни, связанные с постоянной опасностью, привели к тому, что на Запорожье почти не было семейного населения. Запорожская Сечь долго сохраняла свою незави­симость. Её героическая борьба против Турции и Крымского ханства подрывала военную мощь этих государств. После подавления Пугачёвского восста­ния в 1775 году Запорожская Сечь была ликвиди­рована. Часть запорожцев ушла за Дунай, другие были переселены на Кубань.

Картину «Запорожцы пишут письмо турецко­му султану» И. Е. Репин закончил в 1891 году. Ху­дожник часто работал над большими полотнами по нескольку лет, но ни одно из них не писал так долго, как это. На протяжении более чем десяти лет он вносил изменения в композицию картины и уточнял исторические детали.

Сюжетом для картины «Запорожцы пишут пись­мо турецкому султану» послужило реальное исто­рическое событие. В 1676 году разгневанный на за­порожских казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд IV повелел им сдаться и стать его подданными. В случае отказа он грозил уничтожить казаков. Запорожцы ответили турецкому султану насмешливым письмом. Момент его написания и изобразил И. Е. Репин. Текст это­го письма передавался в народе из уст в уста, об­растая порой самыми непечатными выражениями. Вот один из его вариантов: «Запорожские казаки турецькому султану. Ты — шайтан турецький, про­клятого чорта брат и товарищ и самого люципера секретарь! Який ты в чорта лыцарь? Чорт выки- дае, а твое войско пожирае... Не будешь ты сынов хрестиянских под собою мати: твоего вийська мы не боимось, землёю и водою будем бытьця з то­бой. Свиняча морда, кобиляча срака, ризницька собака, нехрещений лоб, хай би взяв тебя чорт! Отак тоби казаки видказали, плюгавче! Числа не знаем, бо календаря не маем, мисяць у неби, году кнызи, а день такий у нас, як и у вас, поцилуй за те ось куды нас! Кошовий отаман Иван Сирко за всим кошом запорожьским».

Другой очевидный источник картины И. Е. Ре­пина «Запорожцы пишут письмо турецкому сул­тану» — повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», ге­рои которой, по словам художника И. Э. Грабаря, словно «ожили на полотне». В 1880 году Репин спе­циально ездил на Украину, чтобы собрать мате­риал для задуманной картины. С тщательностью учёного он изучал быт запорожцев, их костюмы, оружие и утварь. Художник побывал в местах, свя­занных с историей Запорожской Сечи, написал сотни этюдов. Летом 1888 года Репин повторил путешествие. Он проехал на лодке, поезде и вер­хом до казачьей станицы Пашковской. Там он сде­лал ряд набросков, запечатлевших наследников запорожской вольницы. Художник был очарован этой темой. «Чертовский народ! — писал он В. В. Ста­сову. — Никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства».

На картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» изображены люди, которые живут, не зная никаких оков, притеснения, друж­но, единой сплочённой и крепкой семьёй. Здесь царит подлинное человеческое равенство. Никто не властвует. Даже атаман Иван Сирко не выделяется из общей среды. Он вместе со всеми, заодно. Он и посмеётся вместе с народом, он же поведёт свою отчаянную братию в поход.

Загорелые, опалённые в походах лица, муску­листые фигуры, живописные одежды прекрасно выражают своеобразный быт запорожской каза­чьей вольницы XVII века. На картине нет ни од­ного повторяющегося образа. Достигнута удиви­тельная гармония разнообразных характеров.

В левой части картины изображён израненный запорожец. Он выражает своё презрение к турец­кому султану не смехом, а решительным взглядом. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запоро­жец в белой меховой шапке. Над писцом склонил­ся предводитель казаков. Он смотрит лукавым об­жигающим взглядом на своих товарищей, явно на­слаждаясь только что рождённой издевательской фразой.

Можно без конца разглядывать эту хохочущую компанию. У каждого — своё неповторимое лицо, но все вместе они — одно целое. Любовь к свободе и боевое братство объединили их друг с другом за этим столом.

Впервые картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» была показана пуб­лике на персональной выставке И. Е. Репина в 1891 году. Картина почти мгновенно завоевала широкую популярность. Зрители подолгу стояли возле «Запорожцев», хохотали вместе с ними и переживали радостные мгновения общения с эти­ми свободными, лихими людьми. Ни одно из про­изведений Репина не получило такой известно­сти, как «Запорожцы». Репродукции с неё можно было увидеть даже в самых захолустных дерев­нях.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru