В 1870-е годы Илья Ефимович Репин увлёкся исторической темой. Художника привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими событиями. Он написал картину «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году», а затем «Иван Грозный и сын его Иван». Последним значительным историческим произведением И. Е. Репина была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В XVI—XVIII веках существовала Запорожская Сечь. Это была своеобразная «республика» украинского казачества за Днепровскими порогами. Каждый казак был обязан нести военную службу за свой счёт. Суровые условия жизни, связанные с постоянной опасностью, привели к тому, что на Запорожье почти не было семейного населения. Запорожская Сечь долго сохраняла свою независимость. Её героическая борьба против Турции и Крымского ханства подрывала военную мощь этих государств. После подавления Пугачёвского восстания в 1775 году Запорожская Сечь была ликвидирована. Часть запорожцев ушла за Дунай, другие были переселены на Кубань.
Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репин закончил в 1891 году. Художник часто работал над большими полотнами по нескольку лет, но ни одно из них не писал так долго, как это. На протяжении более чем десяти лет он вносил изменения в композицию картины и уточнял исторические детали.
Сюжетом для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» послужило реальное историческое событие. В 1676 году разгневанный на запорожских казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махмуд IV повелел им сдаться и стать его подданными. В случае отказа он грозил уничтожить казаков. Запорожцы ответили турецкому султану насмешливым письмом. Момент его написания и изобразил И. Е. Репин. Текст этого письма передавался в народе из уст в уста, обрастая порой самыми непечатными выражениями. Вот один из его вариантов: «Запорожские казаки турецькому султану. Ты — шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарищ и самого люципера секретарь! Який ты в чорта лыцарь? Чорт выки- дае, а твое войско пожирае... Не будешь ты сынов хрестиянских под собою мати: твоего вийська мы не боимось, землёю и водою будем бытьця з тобой. Свиняча морда, кобиляча срака, ризницька собака, нехрещений лоб, хай би взяв тебя чорт! Отак тоби казаки видказали, плюгавче! Числа не знаем, бо календаря не маем, мисяць у неби, году кнызи, а день такий у нас, як и у вас, поцилуй за те ось куды нас! Кошовий отаман Иван Сирко за всим кошом запорожьским».
Другой очевидный источник картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», герои которой, по словам художника И. Э. Грабаря, словно «ожили на полотне». В 1880 году Репин специально ездил на Украину, чтобы собрать материал для задуманной картины. С тщательностью учёного он изучал быт запорожцев, их костюмы, оружие и утварь. Художник побывал в местах, связанных с историей Запорожской Сечи, написал сотни этюдов. Летом 1888 года Репин повторил путешествие. Он проехал на лодке, поезде и верхом до казачьей станицы Пашковской. Там он сделал ряд набросков, запечатлевших наследников запорожской вольницы. Художник был очарован этой темой. «Чертовский народ! — писал он В. В. Стасову. — Никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства, братства».
На картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» изображены люди, которые живут, не зная никаких оков, притеснения, дружно, единой сплочённой и крепкой семьёй. Здесь царит подлинное человеческое равенство. Никто не властвует. Даже атаман Иван Сирко не выделяется из общей среды. Он вместе со всеми, заодно. Он и посмеётся вместе с народом, он же поведёт свою отчаянную братию в поход.
Загорелые, опалённые в походах лица, мускулистые фигуры, живописные одежды прекрасно выражают своеобразный быт запорожской казачьей вольницы XVII века. На картине нет ни одного повторяющегося образа. Достигнута удивительная гармония разнообразных характеров.
В левой части картины изображён израненный запорожец. Он выражает своё презрение к турецкому султану не смехом, а решительным взглядом. Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке. Над писцом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что рождённой издевательской фразой.
Можно без конца разглядывать эту хохочущую компанию. У каждого — своё неповторимое лицо, но все вместе они — одно целое. Любовь к свободе и боевое братство объединили их друг с другом за этим столом.
Впервые картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» была показана публике на персональной выставке И. Е. Репина в 1891 году. Картина почти мгновенно завоевала широкую популярность. Зрители подолгу стояли возле «Запорожцев», хохотали вместе с ними и переживали радостные мгновения общения с этими свободными, лихими людьми. Ни одно из произведений Репина не получило такой известности, как «Запорожцы». Репродукции с неё можно было увидеть даже в самых захолустных деревнях.