Художник Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году в городе Уфе. Семья была старозаветной — все верили в Бога, ходили в церковь, соблюдали посты, радовались православным праздникам. Все переживания детства — радости и печали, представления о высшей правде, о совершенной красоте — связывались у М. В. Нестерова с религиозным чувством. Позже это сказалось в его художественном творчестве.
В 1890 году М. В. Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею». Этим произведением он начал ряд картин, посвящённых жизни и трудам Сергия Радонежского. Это был выдающийся деятель Древней Руси, который способствовал её объединению и сыграл большую историческую роль в период борьбы с монголо-татарским игом в конце XIV века.
В первой четверти XIV века в селе Радонеж под Москвой поселился боярин Кирилл. Его младший сын Варфоломей с детства любил уединение, мало играл с другими детьми, ходил на все службы в церковь. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, он чудесным образом овладел грамотой с помощью ангела, который явился ему в образе старца. С этого времени мальчик стал читать священные книги.
В юности Варфоломей ушёл из Радонежа и поселился в глухом лесу. Неподалёку из-под берега маленькой речки бил родник. Здесь Варфоломей построил избушку и маленькую церковь во имя Святой Троицы. В двадцать три года он принял монашество под именем Сергий.
Трудна была жизнь Сергия. Он терпел холод, голод. Негде было взять даже кусок хлеба. Ему грозила опасность быть растерзанным лесными зверями. Особенно страшны холодной зимой были голодные волки. К его жилищу часто приходил медведь. Сергий подкармливал медведя из своих скудных запасов и так постепенно приручил его. Зверь стал приходить по три раза в день и не трогал отшельника. Самым страшным испытанием было одиночество. Много времени Сергий проводил в трудах и молитвах. Ему помогли выстоять неисчерпаемые внутренние силы — его совесть, его душа, вера в Бога.
Шли годы. Одиночество Сергия прервалось. Многие монахи пожелали поселиться рядом с ним и разделить его тяготы. Вскоре Сергий Радонежский основал Троице-Сергиев монастырь и стал игуменом (главой) новой обители. Со временем монастырь стал расти. Его ворота всегда были открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в подаянии, ни в духовном поучении.
Сергий учил людей «речами и поступками своими». Он наравне со всеми колол дрова, копал землю, ходил к источнику за водой, готовил еду. Он был образцом смирения, трудолюбия, глубокой веры. Вся жизнь Сергия была заполнена служением ближнему. За это его почитали. Ученики Сергия разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей.
Авторитет Сергия Радонежского при жизни был очень высок. К нему шли за помощью и советом. Он примирял враждовавших русских князей, выступал за объединение Руси под началом Москвы. Своим примером в трудные годы монголо-татарского ига Сергий укреплял нравственные силы народа. В 1380 году он благословил Дмитрия Донского перед Куликовской битвой и этим способствовал великой победе на Дону.
Сергий Радонежский умер в 1391 году. Его жизнь и подвижничество оставили глубокий след в духовном развитии общества. Основанный им Тро- ице-Сергиев монастырь стал одним из самых значительных центров средневековой русской культуры. Русская Православная Церковь объявила Сергия Радонежского святым. Его мощи были помещены в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. С тех пор они являются одной из главных святынь Русской Православной Церкви.
Рассказывая о создании картины «Видение отроку Варфоломею», М. В. Нестеров говорил: «Она писалась как легенда, как стародавнее сказание, шла от молодого пораненного сердца, была глубоко искренна». В основу этой картины положен легендарный рассказ о том, как Сергий, когда он был ещё мальчиком, жил в Радонеже и его звали Варфоломеем, был послан родителями искать убежавших лошадей. Он ушёл далеко от дома в лес, где ему явился старец. Мальчик попросил старца указать ему путь к учению. Пастушок Варфоломей принял от странника кусочек просфоры и, вкусив его, обрёл просветление души.
Как и во всех картинах М. В. Нестерова, в полотне «Видение отроку Варфоломею» важную роль играет пейзаж. Мы видим среднюю полосу России с плавными линиями далёкого горизонта, изгибами холмов, полями и перелесками. Поздняя осень, когда уже сжаты нивы, покраснела тронутая утренним холодом рябина, облетают золотые листья берёзки, а среди пожелтевшего леса чётко выделяются тёмные островерхие ели. О рождении этого пейзажа М. В. Нестеров рассказывал в своих воспоминаниях: «Как-то с террасы абрамцевского дома моим глазам представилась такая русская, русская красота: слева лесистые холмы, под ними извивается аксаковская Воря, там где-то розовеют дали, вьётся дымок, а ближе капустные, малахитовые огороды. Справа золотистая роща. Кое-что изменить, добавить, и фон для „Варфоломея" такой, что лучше не придумаешь. Я принялся за этюд, он удался, и я, глядя на этот пейзаж, проникся каким-то чувством его подлинной „историчности"».
В полной гармонии с пейзажем создан М. В. Нестеровым образ отрока Варфоломея. Художник писал фигуру и лицо отрока с крестьянской девочки, болезненной, хрупкой, впечатлительной. Таких детей немало встречалось на Руси. Варфоломей охвачен жаждой истины, духовного совершенства, готовностью к суровым испытаниям, к подвигу, мечтой о самопожертвовании ради достижения высокой жизненной цели. Мальчик Варфоломей — будущий Сергий Радонежский, самая светлая фигура русской церковной истории.