В годы Великой Отечественной войны многие художники обратились к героическим страницам истории нашей страны. Особенно их волновала тема победы над иноземными захватчиками. Живописцы проводили параллель между героическим прошлым и современными событиями, когда весь народ, как и в старину, поднялся на защиту своего Отечества. 7 ноября 1942 года в тревожные дни Сталинградской битвы в залах Третьяковской галереи, на первой большой выставке военных лет, появилась картина Павла Дмитриевича Корина «Александр Невский».
Александр Ярославич родился в 1220 году и был внуком князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. В 1236 году юный Александр стал новгородским князем. В июле 1240 года с войском на борту шведский флот во главе с князем Биргером вошёл в устье Невы. Неприятель рассчитывал захватить Неву, Ладожское озеро и Новгород. Биргер поднялся по Неве до впадения в неё реки Ижоры и разбил военный лагерь.
Новгородский князь Александр Ярославич о вторжении неприятеля был предупреждён морской стражей. Он быстро собрал дружину и скрытно подошёл к шведской стоянке. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и отрезали противника от кораблей. Наступление темноты прекратило битву и позволило остаткам шведского войска спастись. Биргер едва уцелел, получив удар копьём в лицо от князя Александра.
Быстрой и славной была победа в Невской битве. В бою пало всего двадцать новгородцев. Русская земля была спасена от разорения. Берега Финского залива остались за Новгородским княжеством. Юный князь Александр Ярославич за мужество и доблесть получил прозвище «Невский». В год Невской битвы ему исполнилось всего лишь двадцать лет. Победа усилила политическое влияние Александра Невского в Новгороде. Это привело к обострению его отношений с боярством, и князю пришлось уехать из Новгорода.
Летом 1240 года рыцари Ливонского ордена напали на Русь и захватили Изборск, а затем Псков и Копорье. Когда отряды крестоносцев оказались в тридцати километрах от стен Новгорода, его жители обратились за помощью к Александру Невскому. По их просьбе он организовал отпор захватчикам. На помощь новгородцам пришли дружины великого князя Владимирского. Весной 1241 года от захватчиков удалось освободить Копорье, а затем и Псков.
Весной 1242 года Александр Невский получил известие о том, что на Новгород идут основные силы Ливонского ордена. Князь перекрыл путь рыцарям, расположив свои войска около Чудского озера. 5 апреля 1242 года на льду озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Русское войско одержало победу. Было убито около четырёхсот рыцарей и пятьдесят взято в плен. Много врагов утонуло, провалившись в воду сквозь подтаявший лёд. Победа над крестоносцами в Ледовом побоище поставила Александра Невского в ряд крупнейших военачальников своего времени. В 1243 году был заключён мирный договор с Ливонским орденом. Крестоносцы отказались от своих завоеваний в русских землях. На некоторое время была обеспечена безопасность северо-западных границ Руси.
Александр Невский показал себя осторожным, гибким, дальновидным политиком и сумел ослабить тяготы монголо-татарского ига. В 1263 году князь внезапно умер по дороге домой из Золотой Орды. После смерти Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику святых. В 1724 году по приказу императора Петра I останки Александра Невского были перевезены из Владимира в Петербург, в Александро-Невский монастырь.
На картине П. Д. Корина Александр Невский — это могучий и суровый, в стальных воинских доспехах воин, который опирается на тяжёлый меч. Над его головой грозно темнеет военное знамя с образом Спаса, и это не случайно. Художник хотел подчеркнуть, что победы одерживаются не только с помощью оружия, но и благодаря силе духа, которую даёт вера. Линию горизонта П. Д. Корин делает очень низкой, поэтому фигура Александра Невского как бы возвышается над землёй, заслоняя её от врага. Взор князя устремлён вдаль, в сторону невидимого неприятеля. Позади Александра Невского виднеется широкая река. Это его родной Волхов. На берегу твёрдо стоят крепкие стены Софийского собора. В отдалении — ряды воинов с красными щитами и чёрными копьями.
Ненастное сумрачное небо, тяжёлые рваные облака над головой князя создают тревожное настроение, они как будто предвещают надвигающуюся битву. Сквозь облака проглядывает лишь небольшой клочок чистого неба. Встревоженные чёрные птицы вьются вокруг куполов Софийского собора. Во всём — настороженность, напряжённость, суровость и мощь.
В памяти народа Александр Невский остался идеальным князем-воином, защитником Руси от врагов. Таков он и на картине П. Д. Корина. Это человек долга, твёрдо стоящий на страже правды, готовый на подвиг и даже на смерть ради спасения родной земли. Эти черты жили в русских людях в течение веков, передаваясь из рода в род, различно проявляясь в разное время.