Русский народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах ещё в древности слагались былины. Про героев давних времён, которых мы знаем только по народным песням и сказкам, рассказывают многие произведения Виктора Михайловича Васнецова. Одно из них — картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».
В середине XI века с востока в причерноморские степи пришли половцы. В основном они занимались кочевым скотоводством. Важную роль в их жизни, как и в жизни других кочевников, играли грабительские войны. Войско половцев состояло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году половцы впервые столкнулись с русскими и с тех пор многократно нападали на русские земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей. Они сжигали поселения, убивали и уводили в плен жителей. Только в первой четверти XII века великому князю Киевскому Владимиру Мономаху удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжёлых ударов.
В 1132 году государство Киевская Русь перестало существовать. Оно распалось на пятнадцать княжеств. В начале XIII века их было уже около пятидесяти. Раздробленность ослабила силы государства и сделала его уязвимым перед внешней опасностью. В 1170—1180-х годах натиск половцев на Русь вновь усилился.
Ранней весной 1185 года половцы во главе с ханом Кончаком двинулись на Киев, но были разбиты и отступили в степи. Киевский князь с войском преследовал врагов и нанёс им ещё одно поражение, захватив много добычи и пленников.
В боях ранней весны 1185 года князь Новгород- Северского княжества Игорь Святославич участия не принимал. Но позднее, когда половцы были сокрушены киевским князем, Игорь решил, что теперь и он может ударить по ослабленным половецким силам и взять свою долю добычи. 23 апреля 1185 года он начал самостоятельный поход против половцев.
В начале мая 1185 года между Северным Донцом и Азовским морем русское войско во главе с князем Игорем натолкнулось на половецкие кочевья и, разбив войско неприятеля, завладело большой добычей. Обрадованный князь Игорь неосторожно углубился в половецкие степи. Но тут на помощь своим сородичам подоспели основные силы во главе с ханом Кончаком. Они окружили дружину князя Игоря. Три дня на берегу реки Каялы, недалеко от Азовского побережья, кипел бой между русскими и половецкими войсками. Русское войско было почти полностью уничтожено. Раненый князь Игорь был взят в плен. Такое случилось впервые. Русские князья ещё никогда не попадали в плен.
Половцы двинулись на Русь. Неподготовленный и проведённый малыми силами поход князя Игоря лишь спровоцировал это масштабное нашествие. Только большим напряжением сил русским княжествам удалось противостоять половцам. Князь Игорь смог бежать из плена и вернуться на Русь.
Поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году был воспет неизвестным автором в «Слове о полку Игореве». Гибель войска князя Игоря дала автору «Слова» повод для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям объединиться и защитить святую Русь.
Картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» В. М. Васнецов закончил в 1880 году. Она написана на сюжет «Слова о полку Игореве». Художник показал результат битвы князя Игоря Святославича с половцами.
Среди бескрайних просторов южных степей после трёхдневного боя дружины князя Игоря с половцами сложили свои головы храбрые русские воины. На поле брани мирно лежат они рядом со своими врагами. На переднем плане — убитый русский богатырь со стрелой в груди. Его лицо выражает спокойствие. На нём нет ни следа злобы или ярости. Он словно заснул до поры. Над головами павших воинов бьются за добычу орлы-стервятники. Их бой напоминает о том, что совсем недавно на этом поле не на жизнь, а на смерть бились дружины Игоря и половецкие полчища. Орлы-стервятники, дерущиеся в воздухе, — не только реалистическая деталь. Они обозначают (согласно православной символике) бесов, рвущих души людей. Красная луна восходит над мёртвым полем. Вся земля усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами. Полевые цветы и травы поникли. Они словно скорбят о павших в этом бою воинах.
Картина В. М. Васнецова вызвала горячие споры современников. Художник И. Н. Крамской писал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». И. Е. Репин отмечал: «Это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе». Многих удивило то, что Васнецов изобразил не саму битву, которую описывает «Слово о полку Игореве», а её финал. Но это было вполне обдуманным замыслом художника. В первых эскизах как раз бушевала ярость битвы, но живописец в конце концов отказался от столь простого решения.
Картина В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» до сих пор остаётся лучшим полотном на тему гениальной древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».