Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок-презентация творческих работ "КУЛЬТУРА И НАУКА В 40—80-е гг. XX в."

 

Опережающее задание: 

1) подготовить доклады, сообщения о развитии культуры в годы Великой Отечественной войны (2—3 учащихся); 2) подготовить рефераты «Хрущевская оттепель», «Культура «брежневского периода».

      План изучения нового материала: 
      1. «Вставай, страна огромная!»
      2. Вклад ученых в общую победу.
      3. Изменения в идеологической политике.
      4. Последствия войны для развития культуры.
      5. Общая характеристика состояния культуры в послевоенный период.
     6. Отношения между творческой интеллигенцией и государством в «позднесталинский период» (1945—1953).
      7. «Хрущевская оттепель».
      8. Культура «брежневского периода».

      Как и на всяком другом уроке, посвященном изучению культуры, целесообразно сочетать рассказ, мультимедийные программы, интернет-ресурсы и видеопродукцию. Причем использование видеопродукции наиболее эффективно в сочетании с альбомами репродукций, поскольку не всегда в промежутке между сменой кадров можно рассмотреть, понять, усвоить и одновременно оценить какое-либо произведение.
      Изучению темы рекомендуется посвятить два урока. Отбор материала учитель определяет в соответствии с общей собственной методической концепцией и спецификой интересов класса.
      Вопросы «Вставай, страна огромная!», «Вклад ученых в общую победу», «Изменения в идеологической политике» рекомендуется изучить в процессе непосредственной работы учащихся с текстом учебника.
      Задача: сгруппировать сведения из названных трех пунктов и на основе этого самостоятельно составить таблицу. Выбор формы таблицы определяется самими учащимися. Целесообразна работа в группах, поскольку это дает более эффективный результат.

Примерная форма таблицы «Деятели культуры и науки, война 
и власть» 
(для учителя)

Деятели культуры и науки

Участие в военных действиях

Творческий вклад в дело победы

Отношение власти к деятелям культуры и науки

Изменения в идеологии

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

      Вывод: 
      Рекомендуется дополнить, что в начале войны были созданы новые общественные организации — антифашистские комитеты советских ученых, женщин, молодежи, Еврейский антифашистский комитет. Их деятельностью руководило Совинформбюро. В годы войны изменилась политика по отношению к религии и церкви, в 1941 г. был расформирован Союз воинствующих безбожников. С первых дней войны возросло значение средств массовой информации. Сводки Совинформбюро передавались по радио 18 раз в день на 70 языках народов СССР. С 1944 г. стали расти тиражи газет, книг. В 1943 г. увеличились ассигнования на культуру.
      Организуется заслушивание сообщений и докладов о развитии культуры в военный период.
      Проблемный вопрос:
      — Обсудите, почему в годы войны не прекращалась работа учреждений культуры, например, в Москве в октябре — ноябре 1941 г. во время бомбежек не закрывались ни музеи, ни библиотеки.
      Вопросы «Последствия войны для развития культуры» и «Общая характеристика состояния культуры в послевоенный период» целесообразно четко и кратко изложить самому учителю. Акцентировать внимание на колоссальные потери и одновременно надежду, энтузиазм общества. Характеризуя послевоенную культуру, выделить главные тенденции ее развития.
      Изучение вопросов «Отношения между творческой интеллигенцией и государством в «позднесталинский период» (1945—1953)», «Хрущевская оттепель» и «Культура «брежневского периода» рекомендуется начать с обозначения особенностей взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в «позднесталинский период». Среди особенностей этого периода развития культуры следует отметить следующее: надеждам на ослабление режима не суждено было сбыться. Центральное место в ЦК КПСС занимала идеологическая пропаганда, принимавшая все более шовинистический и антисемитский характер. Обвинения в космополитизме, поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха. Первыми подверглись критике за «формализм» литераторы А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, А. А. Фадеев, композиторы С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский и др. Смерть «великого вождя всех народов» изменила ситуацию. Вместе с тем в «хрущевский» и «брежневский» периоды продолжало осуществляться административное давление на культуру при сохранении внешних демократических форм управления (созыв съездов учителей, работников высшей школы, творческой интеллигенции и др.). Усилилось идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 60—70-е гг. добровольно и в принудительном порядке СССР покинули многие деятели искусства и культуры: режиссеры Ю. П. Любимов, А. А. Тарковский; художники О. Н. Целков, М. М. Шемякин, Э. Неизвестный; поэты Н. М. Коржавин, И. А. Бродский, А. А. Галич; писатели А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, В. П. Аксенов и др.; музыканты М. Л. Ростропович, Г. П. Вишневская; артисты балета Р. X. Нуриев, М. В. Барышников и др. Их имена и творчество были забыты на долгое время.
      Далее организуется защита рефератов: «Хрущевская оттепель», «Культура «брежневского периода».
      По завершении — работа с текстом и дополнительным материалом на основе вопросов № 3, 5, 6 к данному параграфу, а также следующих:
      1. Почему в период хрущевской либерализации существовала достаточно жесткая цензура?
      2. Почему книгу В. Гроссмана отказывались публиковать, несмотря на то что это не политическое произведение?
      3. Что было новым и даже вызывающим в выступлении А. Твардовского?
      4. Оцените, к кому он обращается в своем выступлении. Что он имел в виду, к чему призывал?
      5. Докажите, что в период консервативного правления Л. И. Брежнева творческая интеллигенция получила несколько больше свободы, чем в предыдущий период. Поясните причины этого явления.

Дополнительный материал


«Я писал то, что считал и считаю правдой» 
(из письма писателя В. Гроссмана Первому секретарю
ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР 
Н. С. Хрущеву)

 

Дорогой Никита Сергеевич!

      В октябре 1960 г. я отдал рукопись моего романа «Жизнь и судьба» в редакцию журнала «Знамя». Примерно в то же время познакомился с моим романом редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. Я хочу честно поделиться с Вами моими мыслями. Прежде всего, должен сказать следующее: я не пришел к выводу, что в моей книге есть неправда. Я писал в своей книге то, что считал и продолжаю считать правдой, писал лишь то, что продумал, перестрадал. Моя книга не есть политическая книга. Я предполагал, отдавая рукопись в редакцию, что между автором и редактором возникнут споры, что редактор потребует сокращения некоторых страниц, может быть, глав.
      Редактор журнала «Знамя» Кожевников, а также руководители Союза писателей Марков, Сартаков, Щипачев, прочитавшие рукопись, сказали мне, что печатать книгу нельзя, вредно... Другой сказал: «...однако напечатать книгу можно будет через 250 лет».

«Мы держимся линии реализма»
(из выступления главного редактора журнала «Новый мир»
А. Т. Твардовского на заседании Секретариата правления
Союза писателей СССР)

      «Новый мир» открыто заявляет о своих идейно-эстетических пристрастиях и воспринимает как похвалу странные упреки в том, что он «гнет свою линию». Для меня лично всегда было ясно, что в области эстетики марксизм-ленинизм отдает предпочтение реализму, жизненной правде... Давайте откровенно говорить. Хорошо, что Анне Ахматовой удалось на закате выслушать добрые слова на Родине и умереть с сознанием, что она русская поэтесса, а тех мы заколотили в гроб, а теперь подбираем листочки... А прошло не сто лет, а полтора десятилетия. Это же можно сказать о Пастернаке, а еще что-то на память приходит тот же Булгаков. Зачем в нашей практике такая печальная цепочка писательских судеб, в отличие от тех писательских судеб, которые принадлежат к 1937 г. — явлению общему? Почему нужно сперва заколотить в гроб, а потом подбирать листочки?

      По завершении изучения нового материала рекомендуется спросить учащихся:
      ? — Что, на ваш взгляд, является главным отличием культуры 40—80-х гг. от культуры предыдущего периода?
      — Какие новые тенденции появились в настроениях, позиции творческой интеллигенции в 80-е гг.? Объясните, почему раньше это было невозможно.

      Также рекомендуется использовать объекты мультимедийных программ:
      1. «История России. XX век» (Клио Софт).
      2. «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX—XX вв.» (Кирилл и Мефодий).
      3. «Шедевры русской живописи» (Кирилл и Мефодий).
      4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Кирилл и Мефодий).
      5. «Репетитор по истории» (Кирилл и Мефодий).
      6. «История. 10—11 классы. Подготовка к ЕГЭ» (1С: Школа. Просвещение).
      Домашнее задание: § 46, вопросы и задания № 1, 2, 4Напишите сочинение на темы (по выбору): «Любимые стихи и песни моих родителей, когда они были юными»; «Пословицы и поговорки 1960—1980 гг.»; «Анекдоты 1960—1980-х гг.».

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru