Опережающее задание:
разработать проекты: «Творчество И. Глазунова», «А. Шилов: взгляд на жизнь», «Скульпторы современности: М. Шемякин и З. Церетели», «Современная система образования в России и ее перспективы».
План изучения нового материала:
1. Социально-культурные изменения.
2. Свобода слова, творчества и самовыражения.
3. Общая характеристика современной культуры и науки.
Материал планируется изучать в рамках двух уроков. Учащимся следует представлять проекты или рефераты, предварительно подготовленные с учителем. Используются рассказ, мультимедийные программы, интернет-ресурсы и видеопродукция (в сочетании с альбомами репродукций произведений).
Учителю рекомендуется в обобщенном виде изложить суть изменившихся условий и тенденции развития современной науки и культуры, что в целом отражает весь спектр вопросов нового материала. Более детально он изучается в процессе заслушивания (просмотра) информации учащихся, подготовивших проекты.
Учителю важно подчеркнуть, что процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и политических режимов. Культура новой России органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Культура остается средством познавательной деятельности человека, получения и упорядочения информации о его окружении; средством коммуникации и трансляции культурного опыта и культурного наследия; средством, обеспечивающим восстановление энергетических затрат человека в процессе отдыха и развлечения. Вместе с тем социально-политическая, экономическая трансформации российского общества не могли не сказаться на культуре и обусловили ее своеобразие на данном этапе, что проявляется в:
• жесткой критике, порой даже отрицании прежних достижений культуры, всех сторон жизни СССР;
• коммерциализации культуры, литературы, искусства, которая обусловливает соответствующий заказ творческой интеллигенции. В литературе выгодны по большому счету развлекательные жанры — детектив, фантастика и т. п.;
• распространении на волне коммерциализации произведений массовой культуры, которая, в свою очередь, содействует формированию индустрии досуга;
• распространении шоу-программ и представлений в виде этого жанра;
• распространении аудио- и видеопродукции, что делает доступным просмотр, прослушивание любого произведения культуры;
• распространении стиля постмодерн в живописи, архитектуре, графике;
• небывалом всплеске развития и распространения молодежной культуры (благодаря новым средствам коммуникации);
• возрождении отечественного театрального искусства и киноискусства;
• сужении круга ценителей и поклонников классической музыки;
• интеграции и диалоге культур, широко отражающемся в радио- и телепрограммах;
• усилении роли религии в культурной жизни общества;
• недостатке внимания со стороны государства к объектам культуры.
Очевидно, стоит подчеркнуть, что из всех отраслей культуры начиная с 1992 г. вниманием со стороны государства пользовалась только система образования. Вместе с тем российская культура остается главным богатством общества, страны и залогом единства нации.
|
Дополнительный материал |
|
«Главной заботой государства должна стать культура»
(из интервью академика РАН Д. С. Лихачева, 1976 г.)
Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития. Не вульгарная «надстройка» в противовес «базису», а главный смысл и главная ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла...
Задания и вопросы для обсуждения документа:
1. Прокомментируйте, как вы понимаете фразу Д. С. Лихачева: «...наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности».
2. Предположите и поясните, каким образом «образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе» могут стать основой для процветания российской нации.
3. Какие меры, на ваш взгляд, первоначально необходимо осуществить, причем не только власти, чтобы выполнить «наказ» Д. С. Лихачева?
4. С чем вы согласны, а что хотели ли бы оспорить в высказываниях Д. С. Лихачева?
Далее организуется защита проектов, которые разрабатывали учащиеся совместно с учителем по теме нового материала.
Защита проектов: «Творчество И. Глазунова», «А. Шилов: взгляд на жизнь», «Скульпторы современности: М. Шемякин и З. Церетели», «Современная система образования в России и ее перспективы».
Дискуссия (по технике «карусель», вопрос на выбор) |
? — Почему многие известные писатели 60—80-х гг. в начале 90-х гг. замолчали, не высказывались по поводу происходящих радикальных перемен в России?
— В чем причина обращения в настоящее время к мемуарам многих популярных писателей, общественных деятелей, ученых, артистов предшествующего периода?
— Почему многие известные писатели 60—80-х гг. не создали за истекшие 15—20 лет новых произведений, ставших достоянием общероссийской, мировой культуры?
— Почему на смену «толстым» литературно-художественным журналам пришли легкие иллюстрированные журналы, книжки-однодневки, детективы?
— Почему творчество скульпторов М. Шемякина, З. Церетели неоднозначно воспринимается: одни восхищаются, говорят об эпохальности их произведений, другие подвергают их резкой критике?
— Почему на сегодняшний день уровень, качество российского образования не соответствуют требованиям современности?
Домашнее задание: подготовиться к повторительно-обобщающему уроку к главе XII.