Цели:
Сформировать у учеников представление об основных моментах истории России XVI в., а так же о философско-моральных понятиях.
Способствовать развитию у школьников способностей анализировать, высказывать свою точку зрения, аргументировать, критически мыслить, вести дискуссию.
Способствовать воспитанию чувства патриотизма, нравственных отношений, а также негативного отношения к деспотизму, террору.
Оборудование: Наглядные пособия; карты: “Развитие России XVI в., “Правление Ивана IV; проектор для показа презентации; полки с книгами об Иване IV и философская литература.
№ |
Ход занятия |
Примечания |
I |
Организационный момент 1. Сформировать у школьников представление об основных моментах истории России XVI в., а также о философско-моральных понятиях. 2. Способствовать развитию у школьников способностей анализировать, высказывать свою точку зрения, аргументировать, критически мыслить, вести дискуссию. 3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, нравственных отношений, а также негативного отношения к деспотизму, террору. Приведите факты, подтверждающие или опровергающие следующие утверждения: Иван Грозный – герой-добродетель (Карамзин). Иван Грозный – неистовый кровопийца (Карамзин). Иван Грозный – громкое ничтожество (Погодин). Иван Грозный – тиран своего народа (Соловьев). Иван Грозный – жертва борьбы за власть (Соловьев). Вывод: В глазах одних, он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель. В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек. Так в чем же истина? Кто прав в своей оценке личности и деятельности Ивана IV? Какую роль царь Иоанн Васильевич сыграл в российской истории? Свой ответ на эти вопросы вы должны сформулировать на сегодняшнем занятии. (Показать презентации.) |
Учащиеся разделены на две группы. Представить экспертов, которые присутствуют на занятии. |
II |
Изучение нового материала Выступление студентов с докладами. Некоторые из них представлены ниже. Личность Ивана Грозного. Реформы Ивана Грозного. Внешняя Политика Ивана Грозного. Опричнина Ивана Грозного. Нравственность, мораль. Религия. Вера. Добро и зло. |
Выступают эксперты. |
III |
Ведение дискуссии Так в чем же истина? Кто прав в своей оценке личности и деятельности Ивана IV? Какую роль царь Иоанн Васильевич сыграл в российской истории? По ходу задаются следующие вопросы: Если бы была изобретена машина времени, захотелось ли вам отправиться в эпоху Ивана Грозного? Почему Иван Грозный был любимым политическим деятелем И.В. Сталина? Иван Грозный приказывал убивать, казнить. В христианстве есть главный запрет – “Не убей”. Как вы считаете, Ивана Грозного нужно казнить или необходимо проявить милосердие? Почему Ивана Грозного называли Грозным, а Петра I – Великим? |
Студентам задаются провокационные вопросы. |
IV |
Итог занятия Перед студентами лежат карточки с высказываниями: Карточка: Иван Грозный – злодей, тиран. Карточка: Иван Грозный – гений, мудрый правитель. Выберите то высказывание, которое, на ваш взгляд, более правильное! |
Обратить внимание на выставку книг. Озвучить результаты социального опроса. |
V |
Домашнее задание. Составить портрет идеального политического деятеля. |
|