Обоснование интеграции:
- интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов;
- на интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления;
- на интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.
Именно на таких уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению учебного материала.
Актуальность:
- ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в окружающем мире;
- ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой;
- интеграция способствуют повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении литературы и истории.
Задачи интегрированных уроков: способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления.
Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться работать в коллективе.
Интегрированные уроки имеют следующие положительные моменты:
- позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний.
- учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира.
Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.
Особенностью урока является решение деятельностно-ценностных задач (ДЦЗ) по литературе и истории в рамках ТОГИС (Технологии обучения в глобальном информационном сообществе), которые используются в качестве основного инструмента. (Приложение 1. ДЦЗ по литературе, Приложение 2. ДЦЗ по истории)
Этап предварительной подготовки урока включал подбор информационных источников (книг, статей, интернет ссылок) и распределение учащихся на группы в целях организации продуктивной групповой работы (рекомендуемое количество учащихся в группах - 5-6 человек).
Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов.
Во многом ТОГИС - технология ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.
Дополнительный результат - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания - побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.
Главное - формирование системы ценностей и отработка деятельностных умений. При этом система ценностных предпочтений формируется как результат собственной деятельности, размышлений и споров.
Важным ценностным ориентиром, косвенно задающим некоторые рамки, является для каждой задачи культурный образец. (Приложение 2. Культурный образец по литературе)
Педагогическое влияние на систему ценностей ученика оказывается через подбор культурных образцов, с которыми сопоставляются результаты собственной деятельности учеников.
Универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС - задачи, - это обычный набор действий при работе с информацией.
В него входят:
терминологические изыскания,
выделение ключевых слов,
контекстный поиск информации,
анализ информации,
формулирование выводов,
сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,
при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.
Разные группы учеников работают над разными задачами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Если вы не занимаетесь политикой,
то тогда она займётся вами»
1. Политика – это мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов, коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления.
2. Политика – это политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти.
3. Политика – это всё, что связано с государством и наполняющим его сообществом граждан.
4. Человек – существо политическое, прямо или косвенно связан с функционированием институтов государства, власти.
5. Политика – это область человеческой жизнедеятельности.
6. Политика – это работа по решению общих дел.
7. К миру политики относится:
- государство;
- право;
- механизм принятия решений;
- политические процессы и политические отношения;
- политическая культура;
- отношения людей с институтами власти;
- средства печати;
- политическая коммуникация;
- политическая социализация
(т.е. стать полноправным человеком в обществе)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Культурный образец.
/Литература.Справочник.Филологическое общество «Слово. Ключ-с» центр гуманитарных наук при факультете журналистике МГУ им.Ломоносова. М.1999г./
Н.А.Некрасов вошёл в русскую литературу как лучший представитель революционно-демократической поэзии.
На его произведениях русская революционная молодёжь училась бороться за дело революции.
Некрасов отразил в своём творчестве целую эпоху русской жизни от 40 до 70 годов Х1Х века; отразил её так правдиво и талантливо, что его творчество помогает нам представить прошлое, понять страдания угнетённого народа, пути его борьбы за своё освобождение.
В этом состоит познавательная задача поэзии Некрасова. Вместе с поэзией Некрасова в русскую литературу Х1Х века вошла его Муза-сестра страдающего, истерзанного, угнетённого народа. Его Муза звала к мщению, к борьбе. Высокое назначение своей поэзии он определял так:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая - «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна,-
НЕ верьте, юноши! Не стареет она.
Некрасов ненавидел рабство! « Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой и бессознательной жизни, есть просто раб».
« Раб, сознающий своё рабское положение и борющийся против него, есть революционер». И он боролся против рабства.
В конце 60-70 годов Х1Х века в России поднимается очередная волна крестьянских восстаний. И именно в 1871-1872 голу Некрасов создаёт поэму о жёнах декабристов « Русские женщины».
Обращаясь к прошлому, Некрасов размышляет о современности. Он пишет о женщинах, которые отправляются в далёкую Сибирь вслед за своими мужьями-каторжниками.
Царь Николай-1 отнимает у них все имущественные и наследственные права, разрешает только трату нищенской суммы в месяц. Эти блистательные красавицы высшего светского общества вынуждены жить в крестьянских избах со слюдяными окнами, дымящейся печью, ходить в истрёпанных башмаках, быть разлучёнными навеки со своими детьми.
Но, лишённые всех прав, не переставали бороться вместе с мужьями против произвола чиновников, за право на человеческое достоинство.
Николай-1 предоставил женам декабристов лишь одно право - развестись с мужьями.
Добровольное изгнание в Сибирь получило громкое общественное звучание. Николай-1 хотел всех заставить забыть имена осуждённых, стереть их из памяти. Жены декабристов разрушили изоляцию, на которую власти обрекли революционеров. Женщины в Сибири вели борьбу за облегчение условий заключённых, поддерживали духовно своих мужей, ежегодно тайно отмечали годовщину со дня восстания, таким образом, они приблизились к интересам своих мужей, стали соучастниками их дела.
Михаил Лукин, гусарский полковник и ссыльный декабрист, полный веры в благородство идей декабристов, напишет: « От людей можно избавиться, а от их идей нельзя».
В 1827 году, благодаря женам декабристов, опасаясь общего бунта во всей Сибири, правительство соединило декабристов –каторжан в одном месте, в Читинском остроге.
Именно после восстания декабристов началось формирование среди молодёжи сильной личности, способной отстаивать свои понятия о чести, справедливости, доброте, долге, свободе.
Поэт Вяземский скажет: «Спасибо женщинам; они дадут несколько прекрасных строк нашей истории».
Сочувствие простых русских людей женам декабристов воспринималось как сочувствие народных масс революции.
Некрасов, взяв эпизод из далёкого прошлого, событий 14 декабря 1825 года, истолковал его в духе времени, в интересах революционного движения. А так как строжайшая цензура продолжала наступление на творчество поэтов, воспевающих революционные идеи, в том числе и на Н.А.Некрасова, он, обходя эту цензуру, напишет в Примечании к поэме « Русские женщины», что «не касался политической стороны события». Сам же был поэтическим вождём боевого поколения 60-70 годов. Поэма о женах декабристов -это изображение политической стороны восстания 14 декабря 1825 года и реакции на это событие разных слоёв общества, причём, реакции совсем не отрицательной. Это восстание- «час пробуждения спящих россиян» -это свершение того, к чему они много лет готовились, «о чём имели слово - Свобода!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рефлексивная карта ученика - участника ТОГИС – урока
«Историческая основа поэмы Некрасова Н. А. «Русские женщины»
1. Сегодня на уроке я узнал _______________, научился _________________.
2. Мне запомнилось больше всего _____________________________________.
3. Какие задания заинтересовали _____________________________________.
4. Какие чувства вызвал урок _____________________________________.
5. Оцените активность работы по критериям «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».