Тип урока: урок контроля и проверки знаний
Вид урока: деловая игра
Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:
К концу урока учащиеся будут
Знать |
Уметь |
Характер Великой Отечественной войны, имена и подвиги людей в войне, битвы, даты значение победы в Великой Отечественной войне; важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне
|
анализировать исторические документы; |
В ходе урока содействовать воспитанию:
- гражданских и патриотических чувств, интереса к историческому прошлому Родины;
- уважения к ветеранам войны и труженикам тыла, гордости за свою Родину.
- самостоятельности
- толерантности
В ходе урока способствовать развитию:
- критического мышления
- умению работать в группах
Педагогические технологии:
- элементы игровой технологии,
- здоровьесберегающая технология
- коррекционно-развивающая технология;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология нравственного воспитания.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, тесты и задания для студентов, учебники, карта «Вторая мировая и Великая Отечественная война», атласы по истории России XX века
Работа учителя на уроке:
- закрепление материала с использованием презентации, постановка проблемных задач
- организация самостоятельной работы с текстами документов
- контроль усвоения основного содержания, дат, понятий и выводов урока
- комментарий к домашнему заданию
Описание деятельности учащихся:
- оформление записей в тетрадях
- рассуждение и формулирование ответов на вопросы в ходе презентации и работы с документами
- аргументирование своей точки зрения при решении проблемных задач
Цели деловой игры:
- оценить уровень усвоения и осмысления фактического материала по теме;
- формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их
- умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету;
- развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся;
- способствовать воспитанию патриотизма, воспитанию чувства долга перед миллионами погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к людям разных национальностей, принимавших участие в разгроме фашизма.
Условия игры:
- ученики учебной группы делятся на 4 команды (можно по жребию, можно по уровню знаний) и выбирают капитанов команд.
- каждая команда принимает участие во всех проводимых конкурсах.
- при ответах на вопросы принимается коллективный ответ.
- за каждый полный ответ на вопрос и выполненное задание команда получает 1 балл, за неполный ответ – 0,5 балла, за неправильный ответ или отказ отвечать – 0 баллов (оценивают преподаватель и два эксперта – наиболее подготовленные студенты данной группы).
- при необходимости определения команды - победительницы задаются дополнительные вопросы учителем или экспертами.
- все члены команды, набравшие большее количество баллов, получают оценки 5, члены следующей команды – 4 , остальные – 3
План урока
1. Организационный момент 1 мин.
2. Главная часть 37 мин.
3. Рефлексия 4 мин.
4. Подведение итогов 3мин.
Ход игры
I. Конкурс-разминка «Время, события, Люди»
Учитель задает 15 вопросов, каждый из которых предполагает конкретный, четкий ответ. Отвечает та команда, которая первая изъявит желание это сделать. Оценивает преподаватель.
Вопросы
Время
1. Именно в этот день и год началась Великая Отечественная война.
2. Именно в это время началось контрнаступление советских войск под Москвой.
3. Именно в этом году Верховным Главнокомандующим был подписан приказ № 227 “Ни шагу назад”
4. Именно в этот день и год советские войска с боями вышли к государственной границе СССР.
5. Именно в этот день состоялся парад Победы советских войск в честь разгрома фашистской Германии
События
1. Именно это событие положило начало создания антигитлеровской коалиции.
2. Именно эта битва окончательно похоронила фашистский план молниеносной войны против СССР.
3. Именно эта битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
4. Именно это событие положило начало открытию второго фронта в Европе.
5. Именно во время этого события были вскрыты и разоблачены тягчайшие преступления против человечества, совершенные гитлеровцами.
Люди
1. Именно он возглавлял ГКО
2. Именно этот человек командовал Западным фронтом в период контрнаступления советских войск под Москвой.
3. Именно этот человек командовал окруженной группировкой противника под Сталинградом.
4. Именно этот человек подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии с советской стороны.
5. Именно этот президент США присутствовал на Потсдамской конференции.
II. Конкурс «Поиск»
Каждая команда получает (по жребию) текст с исторической ошибкой. Ее необходимо найти и исправить. Проверяют и оценивают эксперты.
Текст № 1
22 июня 1941г. гитлеровская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Вместе с германскими войсками в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии и Англии. Первыми встретили агрессора пограничники. Уже начало войны показало, что наши люди готовы, не щадя жизни биться за свободу Отчизны.
Текст № 2
В середине ноября 1941 г. начался второй этап фашистского наступления на Москву. Вражеские войска стремительно развивали наступление на Клин. Резервов в этом районе у Ставки не было. Одновременно немецко-фашистские войска нанесли мощный удар в районе Волоколамска. В эти критические дни для Москвы Верховным главнокомандующим был подписан приказ № 227 “Ни шагу назад!”, который вводил жестокие наказания за отступление без распоряжения свыше.
Текст № 3
В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. С 12 июля 1943 г. меняется и характер Курской битвы. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа - Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Текст № 4
В ознаменовании победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади 24 июня был проведен парад, вошедший в историю как Парад Победы, Марш сводных полков фронтов завершила колона солдат, бросивших к подножию Мавзолея Ленина 200 знамен разгромленных фашистских армий. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад Верховный главнокомандующий И.В. Сталин.
III. Конкурс «Исторический кроссворд»
Каждая команда выделяет по 2 человека для участия в этом конкурсе. Им предлагается один и тот же кроссворд. Команда получает столько очков, сколько отгадает слов кроссворда. Кроссворд отгадывается в течение 10 минут, а в это время другие члены команд принимают участие в следующих конкурсах.
IV. Конкурс «Восстанови хронологию исторических событий»
Каждая команда получает карточку, (по жребию) где перечислено несколько исторических событий, которые необходимо расположить в хронологической последовательности. Проверяют и оценивают знатоки
Карточка № 1 Битва за Москву
- решение об эвакуации на восток советских правительственных учреждений;
- парад войск на Красной площади 7 ноября 1941 г.;
- Г.К. Жуков становится командующим Западным фронтом;
- контрудар Красной армии севернее и южнее столицы;
- Гитлер подписывает директиву о переходе к обороне на Советску- германском фронте.
Карточка № 2 Сталинградская битва
- начало общего стратегического наступления советских войск, продолжавшегося до марта 1943 г.;
- ультиматум советского командования окруженным под Сталинградом немецким частям с требованием сдаться;
- прорыв немецких танков к Волге;
- капитуляция 6-й немецкой армии;
- окружение группировки немецких войск под Сталинградом.
Карточка № 3 Курская битва
- наступление немецких войск на позиции Красной армии в Курском выступе;
- освобождение Орла и Белгорода;
- освобождение Харькова;
- танковое сражение под Прохоровкой;
- контрнаступление советских войск в районе Курского выступа.
Карточка № 4 перед Победой
- наступление советских войск на Зееловские высоты;
- парад Победы на Красной площади в Москве;
- самоубийство Гитлера;
- освобождение Варшавы;
- подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии;
V. Конкурс «Имя - событие»
Каждая команда (по жребию) получает карточку с именами людей, которые имели то или иное отношение к войне. Командам необходимо ответить: кто эти люди, и с какими историческими событиями II-ой мировой войны они связаны. Конкурс оценивает преподаватель.