Цели:
Обобщить знания, умения, навыки обучающихся по ранее изученному материалу.
Приобщение обучающихся к культурному опыту человечества, духовным ценностям наших предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси.
Воспитывать интерес к историческому прошлому своего Отечества.
Развивать навыки работы с текстом.
Оборудование урока: карта “Политическая раздробленность Руси 12–13 века”, карточки с вопросами, компьютер, мультипроектор, интерактивная доска, презентация в MS Power Point.
Оформление доски: число, тема урока.
Ход урока
1. Эпиграф.
“Без всякой другой науки
человеку еще можно обойтись;
без знания родного языка
обойтись нельзя…”
И.И. Срезневский
“Существует нечто, перед чем
отступают и безразличие
созвездий, и вечный шепот
волн – деяния человека,
отнимающего у смерти ее добычу.”
Из древнеегипетского трактата
2. На фоне музыкального сопровождения “ Садко” звучат слова учителя истории: “ О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: ...городы великими, селы дивными...домы церковными... Всего еси исполнена земля Русская!”
3. Учитель русского языка, обращаясь к классу, озвучивает цель урока.
4. Учитель истории: Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Чем представлена культура Древней Руси? Каковы ее особенности? На эти и другие вопросы попытайтесь найти ответ, работая по группам с карточками. На подготовку 2–3 минуты (опрос по карточкам).
5. Учитель истории: Культура Древней Руси имеет свои особенности, характерные черты, присущие только ей, т.к. она создавалась под влиянием Византийской культуры , что хорошо отражено в архитектурных сооружениях: храмах, соборах.
Об их величии нам расскажут ребята, которые подготовили домашнее задание в форме сообщений (сообщения обучающихся).
6. Учитель истории: Культура Руси – это не только произведения искусства, фольклор, представленный былинами , сказаниями, быт, одежда, но и сфера менталитета – идей , представлений, идеалов, стереотипов, духовная и религиозная жизнь, язык.
7. Учитель русского языка: Многие писатели, поэты писали о Древней Руси. Перед вами отрывок из книги Осетрова “Живая Древняя Русь”. Работа с деформированным текстом.
– Прочитайте его, перестройте предложения так, чтобы у вас получился текст. О чем говориться в этом тексте?
– В каком предложении заключена основная мысль этого текста?
– Найдите в тексте средства выразительности речи (тропы, фигуры речи).
– Выделите в этом микротексте зачин, развитие мысли, концовку.
8. Учитель истории: Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости , терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек , как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки, образуют архитектурный крест.
9. На фоне архитектурных памятников Древнерусской культуры звучат слова:
Когда я с изумлением смотрю
На эти древнерусские соборы,
Я вижу с них, подобно звонарю,
Родных лесов и пажитей просторы.
Не чад кадил, не слепоту сердец,
Взалкавших недоступного им рая,
А творчества слепительный венец,
Вознесшегося, время попирая.
10. Учитель русского языка:
“Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них”.
Л. Успенский
11. Работа с художественным текстом “Покров на Нерли”.
– Прочтите текст. Какие чувства и мысли вызывает он у вас?
– Озаглавьте текст.
– Что отражает заглавие: тему или основную мысль?
– Определит е стиль текста.
– Определите тип текста. Докажите.
– Назовите средства выразительности речи в тексте.
– Найдите в тексте предложения с однородным подчинением, постройте схему.
– Найдите предложения с последовательным подчинением.
– Найдите в тексте сложносочиненные предложения.
– Найдите односоставные предложения, укажите их вид.
– Выпишите из текста по три словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
– Выпишите из текста союзные слова.
– Выпишите местоимения из последнего абзаца.
– Найдите предложения с обособленными определениями, обособленными обстоятельствами.
– Запишите слова. Определите способ образования этих слов: видение, зелени, недвижимо, освещая.
– Индивидуальная работа с толковым словарем: подпалины, опахалами, рельефы, порталы, силуэт.
12. Учитель истории: Русской культуре значительно больше тысячи лет. Она одного возраста с русским народом. Больше тысячи лет русскому народному творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре. Наши древние города Новгород, Смоленск, Псков, Белгород, Ярославль и многие другие, наши музеи и рукописные хранилища полны произведений изумительного искусства: в городах сохранились памятники архитектуры и настенной живописи, в музеях – памятники живописи и прикладного искусства, в рукописных хранилищах – рукописи, иногда художественно иллюстрированные, интересные по содержанию, и по оформлению. До середины 13 века Русь была одной из самых передовых европейских стран.
Ребята, скажите:
1. Какие памятники архитектуры Древней Руси вам известны?
2. Какое государство оказало влияние на развитие русской архитектуры и после какого события?
3. Какой стиль использовался при строительстве русских храмов? (По образу какого храма?)
4. При правлении каких русских князей архитектура достигла большого расцвета?
Знать все то лучшее, что создано русским народом, – создано в неимоверно тяжелых условиях, – уметь понимать произведения древнего искусства, уважать их и любить – не только обязанность всякого русского человека, но и великое счастье. Знание истории своего народа, памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величествен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого.
13. Учитель русского языка, учитель истории: подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.
Карточка № 1.
1. Какие можно выделить этапы культуры Древней Руси?
2. Почему древнерусскую культуру в мировой истории называют феноменом русской культуры?
3. Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?
Карточка № 2.
1. Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси?
2. О чем свидетельствуют найденные берестяные грамоты и граффити?
3. Приведите примеры литературных произведений Руси и их авторов.
Карточка № 3.
1. Как вы объясните следующие высказывания: плоть торжествовала над духом и победа духа над плотью?
2. Одной из составных частей русского фольклора является былина. Что воспевалось в былинах?
3. Характеризуя быт народа, скажите какую роль в нем играли женщины?
Цель урока: проверить знания и степень усвоения учащимися материала о периоде правления Петра Первого. Сделать общие выводы, касающиеся значения петровских преобразований для нашей страны. Оценить масштаб личности самого царя. Обобщить представление об эпохе Петра Первого. Развить у учеников интерес к изучению социальных предметов.
Образовательные задачи: закрепление приобретенных знаний исторического, эстетического, гуманитарного характера. Закрепление знаний основных дат, этапов и ключевых событий истории России первой четверти XVIII, выдающихся деятелей отечественной истории указанного периода. Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной истории эпохи Петра Первого, объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов. Определение причин и следствий важнейших исторических событий внутренней и внешней политики Петра Великого. Обсуждение противоречивого характера реформ Петра Первого.
Развивающие задачи: развитие познавательного интереса к истории, историческим личностям и их деяниям (в данном конкретном случае – к Петру Великому); развитие логического мышления (анализа, сравнения, обобщения, объяснения исторических терминов). Использование данных различных исторических и современных источников (текста, схем, иллюстративного материала) при ответе на вопросы, решение проблемных задач; сравнение свидетельств разных источников. Развитие умения работы с исторической картой. Использование приобретенных знаний при составлении плана и характеристике исторического деятеля. Развитие ИКТ – компетентности.
Воспитательные задачи: воспитание патриотизма, уважения и гордости к истории своего Отечества, трудолюбия.
План урока:
№ |
Этап урока |
Время |
1. |
Организационный момент. Вступительное слово учителя (слайды презентации) |
3 минуты |
2. |
Фронтальная работа с классом по закреплению основных знаний, умений и навыков, индивидуальная работа с учащимися: |
До 12 минут: |
|
1. задачи, стоявшие перед Петром Первым, характеристика основных качеств личности; |
1–2 минуты |
|
2. работа с хронологией по теме с последующей проверкой классом; |
3 минуты (ученик у доски во время фронтальной работы) |
|
3. текст с историческими ошибками с последующей проверкой классом; |
3 минуты (ученик у доски во время фронтальной работы) |
|
4. устный опрос по реформам Петра Первого; |
До 5 минут |
|
5. задание на анализ исторических схем, картин исторического жанра, знание исторических деятелей (по слайдам презентации). |
До 4 минут |
3 |
Самостоятельная работа с историческим документом с последующим обсуждением. |
До 10 минут |
4 |
Выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме |
До 8 минут |
5 |
Выполнение проблемных творческих заданий |
До 3 минут |
6 |
Доклад учащегося по теме: “Пушкин о Петре Первом” |
До 5 минут |
7 |
Подведение итогов. Уроки петровских реформ. Выставление отметок |
3 минуты |
8 |
Домашнее задание |
1 минута |
|
|
45 минут |
Оборудование: доска, изображение корабля, на котором написаны основные даты эпохи Петра Первого, проектор, экран, компьютер, презентация по теме, раздаточный материал для учащихся (исторические источники для анализа, дифференцированные тестовые задания)
Эпиграфы написаны на доске или на слайде презентации:
1. То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлемой душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
2. Начало славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни.
(А.С. Пушкин)
3. Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным.
Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собой стал велик.
(В.О. Ключевский)
I. Вступительное слово учителя:
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников.) Да, вы правы, наша задача повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты) и ответить на вопрос о том, какое историческое значение имели преобразования Петра Великого.
Обращение к эпиграфу. Петр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своем и чужом. Когда Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить.
II. Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа с отдельными учащимися.
Давайте вспомним задачи, стоявшие перед Петром Первым (1 мин) (Борьба со Швецией за восточный Балтийский берег, завершение переустройства войска в регулярную армию, развитие промышленности, торговли и т.д.)
Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
(Энергичный, дальновидный, решительный, волевой и др.)
Эпоха Петра I, этого “работника на троне”, неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов (вы уже знакомы с творчеством А.С.Пушкина). Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно “окном в Европу” стала столица империи – портовый город Санкт-Петербург (учитель обращает внимание класса на 1-й эпиграф). Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени (зачитывается 2-й эпиграф). Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: “Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?” (зачитывается 3-й эпиграф).
Во время фронтального опроса несколько учащихся получают индивидуальные задания (до 3 минут), которые затем проверяются классом.
Ученик у доски по хронологии. Нарисован парусник, в столбик записаны даты: 1689, 1696, 1700, 1703, 1707, 1709, 1711, 1714, 1721, 1722.
Ученик у доски по тексту с ошибками (Слайд 5):
Петр Великий стал первым русским царем из династии Романовых. Посетив Европу, он хотел изменить систему управления и для этого создал первый российский парламент – Сенат. Нам нужен был выход в Черное море, поэтому и началась Северная война. Первые сражения были удачными для нашей армии. Война длилась 12 лет, началась она в 1709 году и закончилась в 1721. Переломным моментом стала победа русских у острова Гренгам.
Ошибки: Петр 1 – первый император, Михаил Федорович – 1 русский царь из династии Романовых. Сенат – не парламент. Выход не в Черное, а в Балтийское море. Первые сражения были неудачными – Нарвская конфузия. Война длилась 21 год, началась в 1700 году. Переломный момент – Полтавская битва в 1709.
Вспомним как можно больше изменений, которые произошли в России за годы царствования Петра 1.
Благодаря срочно проведенным реформам, российская армия вскоре начала одерживать победы в Северной войне. Назовите эти реформы.
Для усиления местного аппарата власти в деле управления страной была проведена областная реформа. Охарактеризуйте ее.
Росли города и численность городского населения. Для экономического подъема городов была проведена городская реформа. В чем ее суть?
“Наши монахи зажирели. Врата к небесам – вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином…” – говорил Петр Первый. В результате была проведена церковная реформа. Охарактеризуйте ее.
Эти реформы увеличили бюджет государства в 3 раза. Назовите эти реформы.
Когда был издан указ о единонаследии? В чьих интересах он работал?
Эта система давала возможность служебного роста любому человеку вне зависимости от его происхождения. О какой системе идет речь?
Петр Первый упразднил громоздкую систему приказов. Что было создано вместо них? Приведи примеры.
Ребята, посмотрите внимательно на картину В.Серова “Петр Первый” (Слайд 6) (исторический жанр) и объясните, какие перемены, касающиеся быта, произошли в результате указов Петра Великого. Назовите эти указы. (Дети должны обратить внимание на строящиеся корабли, на стремительную походку Петра Первого, на трость в его руках, которая скорее напоминала дубинку, он нередко пускал ее в ход, если видел небрежность и брак в работе. К тому же все одеты в европейское платье, отсутствуют бороды. Специальными указами 1698–99 гг. (брадобритие) и 1700 г. (о обязательном ношении европейского платья), Петр резко изменил внешний вид русского человека).
Найдите на Слайдах 7–8 схему генерального сражения Северной войны. Какому сражению соответствует вторая схема? (27.06.1709 года произошло генеральное сражение – Полтавская битва. 27.07.1714 года русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Швеция лишилась всех судов, участвующих в этом сражении. На полуострове Ханко есть узкое место – 2–2,5км,. Петр Первый придумал хитрость, будто бы собираясь перетащить на бревнах часть своих кораблей на западное побережье полуострова). Шведы вынуждены были разделить свой флот, т.е. они попались на уловку Петра Первого. На беду шведов на море начался штиль, тяжелые парусные корабли остались без движения, русские налегли на весла и стали обходить шведов, вести прицельный огонь, а затем брать их на абордаж.
Каков итог Северной войны? В чем проявилось историческое значение победы России в Северной войне? 30.08.1721г. в Ништадте было подписано перемирие России со Швецией. Россия получала: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманладию, т.е. балтийское побережье от Выборга до Риги и выход в Балтийское море. Авторитет России на международной арене резко возрос.
Найдите на Слайде 9 портреты сподвижников Петра Первого. Какой портрет является лишним?
III. Работа с историческим документом (пакеты документов выдаются каждому учащемуся или группе) (Слайд 10)
1-й вариант заданий.
“… Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтобы свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это и стоило больших потерь, сопровождалось большими неудобствами…”. (С.М.Соловьев)
1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
2-й вариант заданий.
“Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – все было искажено, изуродовано, изувечено". При Петре началось то зло, которое есть и зло нашего времени. Как всякое неизлеченное зло, оно усилилось с течением времени и составляет опасную коренную язву нашей России… Он только переменил цепи на цепи, цепи своей исключительной национальности он переменил на цепи чужеземной национальной исключительности, национальности европейской, цепи, следовательно, тягчайшие… Петр захотел … оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада. Так совершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства; так вместо прежнего союза образовалось иго государства над землею. Так Русский монарх получил значение деспота, а свободноподданный народ – значение раба – невольника в своей земле”. (И.С.Аксаков)
1) На основе текста документа изложите отношение И.С.Аксакова к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
3-й вариант заданий.
“Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя “общего блага”, любя и служа Отечеству, “Россию поднял на дыбы”. “Реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя…”. (В.О.Ключевский)
1) На основе текста документа изложите отношение В.О.Ключевского к реформам и личности Петра I. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
4-й вариант заданий.
“Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, школьная есть произведение Петра Великого. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся мы с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам прошедшую историю, которая все еще как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли в будущее”. (М.Н.Погодин)
1) На основе текста документа изложите отношение М.Н.Погодина к реформам и личности Петра Первого. Приведите не менее трех аргументов.
2) Выскажите и аргументируйте свою точку зрения на роль Петра Первого в истории России.
IV. Выполнение тестовых дифференцированных заданий по теме.
Составлено 4 варианта тестов базового уровня сложности и один вариант повышенного уровня сложности.
1 вариант
1. Великое посольство направилось в Европу
в
в
в
в
2. Укажите, о ком идет речь. Сын придворного конюха, впоследствии фактический правитель империи; был неграмотен, но стал английским академиком; в юности торговал пирогами с зайчатиной, а в конце жизни стал одним из богатейших людей России; умер в ссылке.
П. Толстой
А. Меншиков
П. Шафиров
К. Булавин
3. Что из перечисленного относится к характеристике абсолютизма?
самостоятельность местных органов власти
усиление значения боярства
сильный и разветвленный бюрократический аппарат
увеличение налогов
4. Правление Петра I было ознаменовано созданием
местничества
кормлений
губерний
уделов
5. Светское развлечение, бал с участием мужчин и женщин
реляция
конфузия
ассамблея
сессия
6. Какое из названных событий произошло в
была издана Табель о рангах
подавлен стрелецкий бунт
состоялся Прутский поход
произошло сражение под Полтавой
7. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
Исторические личности |
Деятельность |
А.Нартов |
1) местоблюститель патриаршего престола |
Б. П. Ягужинский |
2) глава Тайной канцелярии |
П.Толстой |
3) генерал-прокурор Сената |
Г. С.Яворский |
4) фельдмаршал, подавивший восстание в Астрахани |
|
5) изобретатель токарного станка |
2 вариант
1. Царевна Софья была отстранена от власти
в
в
в
в
2. Укажите, о ком идет речь. Родился в Польше в семье органиста; служил в Преображенском полку; прекрасно владел иностранными языками; участвовал в военных походах и поездках царя; стал «оком государевым»; был посланником в Австрии, Польше и Пруссии; уже после смерти Петра I был пожалован графским титулом.
П. Ягужинский
А. Меншиков
Я. Брюс
Ф. Лефорт
3. Что из названного стало одним из результатов политики Петра I в области культуры?
расширение контактов с западными странами
создание масонских лож
усиление церковного контроля
появление в России переводной литературы
4. Берг-коллегия ведала
гражданским и уголовным судом
сухопутной армией
горнозаводской промышленностью
органами городского самоуправления
5. Первый в России музей был открыт
в Петербурге
в Москве
в Азове
в Полтаве
6. Правительственный Сенат был создан
в
в
в
в
7. Укажите три государственных учреждения, созданных в правление Петра Первого
Священный Синод
Опричный Совет
Земский собор
Земская изба
Главный магистрат
Правительствующий Сенат
3 вариант
1. Таможенный тариф, устанавливающий более высокие пошлины на иностранные товары, был принят
в
в
2. Автор первого российского учебника арифметики
Я. Брюс
А. Меншиков
М. Ломоносов
Л. Магницкий
3. Крестьян, которых прикрепляли к предприятию навечно и которых можно было продать только с предприятием, называли
приписными
посессионными
рекрутами
владельческими
4. Российские чиновники были разделены на 14 разрядов и, начиная с 8-го разряда, могли получить потомственное дворянство в соответствии
с Указом о единонаследии
с Табелью о рангах
с Указом о престолонаследии
с Духовным регламентом
5. Петропавловская крепость, положившая начало строительству Санкт-Петербурга, была наложена
в
в
в
в
6. Меры государства, обеспечивавшие перевес вывоза товаров
над ввозом с целью накопления денежных средств в государстве
протекционизм
меркантилизм
барщина
опричнина
7. Что из названного относилось к внутренней политике Петра Первого? Укажите два верных положения из четырех предложенных.
создание коллегий
создание Славяно-греко-латинского училища
ликвидация Боярской думы
ликвидация Земского собора
4 вариант
1. Единоличным правителем Петр I стал
в
в
в
в
2. Отменил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам
В. Голицын
С. Полоцкий
А. Ордин-Нащокин
П. Ягужинский
3. Государственные, дворцовые и другие крестьяне, которые
вместо уплаты податей должны были работать на казенных
и частных заводах, назывались
приписными
посессионными
3) казенными
4) черносошными
4. Какое из перечисленных зданий было сооружено в правление Петра I?
Собор Василия Блаженного
Петропавловский собор
Грановитая палата
церковь Вознесения в Коломенском
5. Бунт стрельцов, в результате которого на престол были возведены братья Иван и Петр, произошел
в
в
в
в
6. Прочтите отрывок из документа и укажите название сражения, о котором идет речь.
«... И тогда в 9-ом часу перед полуднем атака и жестокий огонь с обоих сторон начался, которая атака от наших войск с такой храбростью учинена, что вся неприятельская армия по получасном бою с малым уроном наших войск ... как кавалерия, так и инфантерия весьма опровергнута, так что шведская пехота не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, штыками и пиками колота, и даже до обретающихся вблизи лесу, яко скоты, гнаны и биты. И тако милостию всевышнего, совершенная виктория, которой подобной мало слыхано и видано, с легким трудом против гордого неприятеля чрез его царское величества славное оружие и персональной храброй и мудрой привод одержана, ибо его величество в том воистинно свою храбрость, мудрое великодушие и воинское искусство ... показал, и при том шляпа на нем пулею пробита под его же светлостью князем Меншиковым, который также мужество свое показал, три лошади ранено...»
битва при Лесной
Полтавская битва
битва на о. Гренгам
сражение при Гангуте
7. Расположите в хронологической последовательности следующие события
создание коллегий
сражение у д. Лесная
введение рекрутского набора
издание Табели о рангах
Вариант 5 (повышенный уровень)
1.Объединение ремесленников в цехи по приказу Петра I состоялось
1) в1710г. 3) в
2) в
2. Предлагал освободить крестьян от власти помещиков
В. Голицын
А. Меншиков
Ф. Лефорт
Н. Зотов
3. Крестьян, которых прикрепляли к предприятию навечно и которых можно было продать только с предприятием, называли
приписными
посессионными
рекрутами
владельческими
4. Кто из названных лиц предлагал организовать наемную армию по западному образцу?
царь Алексей Михайлович
В. Голицын
А. Ордин-Нащокин
Филарет
5. Фискальная служба во главе с «оком государевым» была создана
1) в
2) в1711г.
в
в
6. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите его название.
«2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое через духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения... 3. Кто бездетен, и оный волен отдать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним...»
Указ о единонаследии
Генеральный регламент
«Артикул воинский»
Указ о подушной переписи
7. Покровительственная политика государства по отношению
к отечественной промышленности называется
местничеством
протекционизмом
меркантилизмом
кормлением
8. Известным портретистом первой четверти XVIII в. был
С. Ушаков
И.Никитин
М. Земцов
А. Зубов
9. Кто из названных лиц был сподвижником Петра Первого?
А) Ю.Крижанич
Б) П. Ягужинский
В) Б.Шереметев
Г) В.Голицын
Д) А.Ордин-Нащокин
Е) А.Меншиков
Укажите верный ответ.
1) БВГ 2) БВЕ 3) БВД 4) АГД
Ответы на Слайде 12.
V. Выполнение проблемных заданий.
1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну. Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
2. Почему Петру I посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре I народ не слагал?
3. Как известно, мысль воздвигнуть памятник Петру Великому принадлежит императрице Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине II. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконет (Фальконе). Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень Гром (Слайд 13). Торжественное открытие памятника состоялось в августе 1782 года. В то время было написано стихотворение писателем В.Г. Рубаном:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Пришла во град Петров чрез Невские пучины
И пала под стопы Великого Петра.
“Петру Первому – Екатерина Вторая”
– такие слова выбиты на постаменте знаменитого памятника.
Придумайте свою подпись к памятнику.
VI. Доклад учащегося “Пушкин о Петре Первом”.
Петр стал героем его “Полтавы”, “Медного всадника”, “Арапа Петра Великого”. Отношение свое к преобразованиям Пушкин выразил метко и образно: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль – при стуке топора и громе пушек”. Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его словам, “уздой железной Россию поднял на дыбы”. В течение многих лет высказывались разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести, нельзя не согласиться с тем, что Петр I – первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его “вечным работником”. Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении с другими был прост, но суров, порой до жестокости.
VII. И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
“Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”. Уроки петровской эпохи:
правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.
Вывод учителя. Реформы стали первым опытом модернизации отсталой аграрной страны, вызванной, скорее, не внутренним развитием и потребностями общества, а вызовом внешних обстоятельств. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала ХVIII в. форму европеизации, отличалась поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье; ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами; растущей централизацией и бюрократизацией системы управления.
VIII. Домашнее задание. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Реформы Петра Первого”. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами Петра Первого во внутренней и внешней политике.
Домашнее задание направлено на подготовку к ОГЭ по истории.