Цели урока:
1. Образовательные:
обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года;
акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны;
показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев;
рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы;
обобщить и закрепить полученные теоретические знания учащихся о принципах кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
формирование умений применять полученные знания на практике
2. Развивающие:
способствовать развитию внимания, памяти, речи, мыслительной деятельности.
расширять умения сопоставлять факты, сравнивать, обобщать, делать выводы.
развитие коммуникативно-технических умений,
развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;
3. Воспитательная:
способствовать развитию интереса к истории своей Родины, чувства гордости за свой народ.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок использованием ИКТ.
Оборудование: электронная презентация (репродукции сражений и битв, мест основных событий, листы с заданиями для групп).
Основные понятия: Отечественная война, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия.
Формы организации познавательной деятельности: групповая деятельность, ролевая игра, беседа.
План урока:
Организационный момент – 2-3 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Повторение по теме «Отечественная война 1812 г.(ответы на вопросы, разгадывание кроссворда – 10 мин.
Повторение по теме: «Кодирование текстовой информации» (ответы на вопросы, разгадывание ребусов» – 8 мин.
Практическая работа «Кодирование текстовой информации» – 10 мин.
Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2-3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему. Актуализация знаний.
а) Знакомство с темой урока (Слайд 1 )
б) План урока. (Слайд 2)
в) Вступительное слово учителя истории:
– Помните слова «Народ, не помнящий своего прошлого, обречен на его повторение».
Одной из самых героических страниц истории нашей Родины XIX века является Отечественная война 1812 года, 200-летие которой мы будем отмечать в этом году. Именно ее А.С. Пушкин называл «грозой 12-го года», а писатель Л.Н. Толстой о ней написал свой лучший роман «Война и мир».
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин
(Слайд 3)
– На этом уроке мы будем говорить о ходе этой войны, о ее героях, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.
– Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вести сразу два учителя ( истории и информатики), да и предмет, о котором мы будем говорить, – тоже неординарный.
III. Беседа по вопросам.
(учитель истории)
А) Начало войны.
– Каковы были цели и характер войны со стороны России и со стороны Франции?
(Слайд 4)
– Какое было соотношение сил накануне военных действий? Сравните и назовите достоинства и недостатки каждой из армий.
(Слайд 5)
– Так началась Отечественная война, героическая память о которой переживёт века. Целью своего похода для уничтожения русской государственности, порабощения народа император избрал захват Москвы.
«Если я займу Киев, – говорил Наполеон, – я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце».
– Кто командовал русскими армиями?
1-й армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, 2-й – Петр Иванович Багратион. На юге располагалась вспомогательная армия генерала Александра Петровича Тормасова.
(Слайд 6)
– Какую тактику ведения войны могли использовать россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.
– Давайте вспомним о дальнейших действиях двух армий.
(Слайд 7)
– Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812г.?
– Как отнеслись войска и народ к этому назначению?
Б) Бородинское сражение.
Кутузов должен был оправдать возлагавшееся на него доверие и дать большое сражение при селе Бородино в 110 км от Москвы.
– Почему он считал позицию русских войск у Бородино наилучшей?
(Слайд 8)
Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.
– Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.
– Каково было расположение основных сил противников.
– Каковы итоги Бородинского сражения? (Слайд 9)
В) Партизанское движение.
Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе.
Кто были наиболее известными командирами?
( Офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина.)
(Слайд 10)
– Какой вклад внесли партизаны в разгром врага?
– Почему войну 1812 г. можно назвать назвать Отечественной?
Г) Гибель «Великой армии».
– Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?
– Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся»?
– Давайте поговорим об итогах Отечественной войны.
(Слайд 11)
Д) Кроссворд.
Задание: разгадать кроссворд. (Слайд 12). Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.
IV. Кодирование текстовой информации.
Учитель информатики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме предыдущего урока «Кодирование текстовой информации».
В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.
Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование, декодирование и код?
(Слайд 26)
Перечислите пожалуйста способы кодирования информации.
(Слайд 27)
Предлагаю вам разгадать ребусы, в которых закодирована информация (графическим способом) , связанная с отечественной войной 1812 года.
(Слайды 28 и 29)
Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.
Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)
(Слайд 30)
Какие способы кодирования для компьютерного представления вы знаете?
(Слайды 31 и 32)
При кодировании каждому символу алфавита ставиться в соответствие уникальный двоичный код.
Таблица кодировки – таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлена в соответствие порядковые номера (коды)
(Слайды 33 и 34)
В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки.
V. Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу «Кодирование текстовой информации» на компьютерах.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме :
«Кодирование текстовой информации» ВАРИАНТ 1. 8 класс.
1. Расшифруйте с помощью квадрата Полибия высказывание М.И.Кутузова.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
3 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
4 |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
5 |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
6 |
Э |
Ю |
Я |
|
|
|
51 42 34 12 55 41 35 11 41 42 24 36 34 41 41 24 62 33 11 15 34 41 22 16 51 56 32 34 41 26 13 43 (Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву.)
ОТВЕТ:
|
2. Декодируйте текст, используя диалоговое окно Символ (Вставка – Символ). Кодировка - кириллица (десятичная):
207 229 242 240 193 224 227 240 224 242 232 238 237
ОТВЕТ:
|
(Петр Багратион)
3. Используя малую цифровую клавиатуру и клавишу ALT, определите по кодам символы:
Символ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код (Кириллица DOS) |
146 |
128 |
144 |
147 |
146 |
136 |
141 |
142 |
Ответ: ТАРУТИНО
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме :
«Кодирование текстовой информации» ВАРИАНТ 2. 8 класс.
1. Расшифруйте с помощью квадрата Полибия высказывание М.И.Кутузова.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
2 |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
3 |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
4 |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
5 |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
6 |
Э |
Ю |
Я |
|
|
|
14 31 11 13 33 34 16 33 16 26 36 16 35 34 41 42 56 13 23 63 42 56 11 13 34 25 33 43 13 55 24 14 36 11 42 56 (Главное не крепость взять, а войну выиграть.)
ОТВЕТ:
|
2. Декодируйте текст, используя диалоговое окно Символ (Вставка – Символ) – кодировочная таблица кириллица (десятичная):
196 229 237 232 241 196 224 226 251 228 238 226
ОТВЕТ:
|
Денис Давыдов
3. Используя малую цифровую клавиатуру и клавишу ALT, определите по кодам символы:
Символ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код (Кириллица DOS) |
129 |
142 |
144 |
142 |
132 |
136 |
141 |
142 |
Ответ : БОРОДИНО
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Придумайте свой способ кодирования информации и закодируйте любое высказывание участников Отечественной войны 1812 г.