Цель урока: познакомить учащихся с процессом объединения германских земель в 19 веке; показать его неизбежность и влияние на дальнейший ход истории; выделить роль Бисмарка и Вильгельма I.
Оборудование:
карта «Европа во второй половине 19 века»,
мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Форма урока: комбинированный урок
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Вопросы:
1) Каковы были особенности освободительной борьбы в Италии в начале 19 века?
2) Назовите итоги революции 1848-49 гг.
3) Назовите основные этапы объединения Италии.
4) Почему именно Пьемонт встал во главе борьбы за объединение Италии?
5) Какова роль Джузеппе Гарибальди в борьбе за объединение Италии?
2. Изучение новой темы.
Лекция с элементами беседы. Презентация. Конспект урока учащимися. Участие в обсуждении.
В первой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них были своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. (Слайды 2-3)
Вопрос: Вспомните, с какими проблемами в процессе объединения сталкивалась Италия? (Слайды 4-5)
Вопрос: Какие революционные события происходили в Европе в первой половине 19в.?
В 1848 г. в Германии произошла революция, в ходе которой на политическую арену выступила буржуазия. Она ставила перед собой цель национального объединения, однако не смогла её достичь. С другой стороны, в стране появлялось всё больше фабрик и заводов. Постепенно помещики и буржуазия пришли к осознанию общих интересов, которые нашли выражение в идее единой сильной Германии. (Слайды 6-7)
Воплощение надежд буржуазии связано с деятельностью человека необыкновенной воли и энергии – Отто фон Бисмарка. Выступая перед парламентом, министр изложил программу своей будущей внутренней и внешней политики: "Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на её мощь. Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени – это было ошибкой 1848 г., – а железом и кровью". (Слайды 8-13)
В 1864 г. Пруссия и Австрия вели войну против Дании, а в 1866 г. Пруссия вместе с Италией напала на бывшего союзника – Австрию. В результате поражения Австрия признала право Пруссии на создание Северогерманского союза, в котором объединилось 21 германское государство, и отказалась от Ломбардии. Но для полного объединения Германии нужно2 было подчинить южногерманские государства. Препятствием к этому служила Франция. Следовало спровоцировать её на войну. (Слайды 14-17)
Вопрос: Какова роль народных масс в объединении Германии?
Можно отметить, что в отличие от Италии, где в объединительном движении народ принимал активное участие, в Германии Бисмарк обошелся без привлечения народных масс к этому процессу. Объединенную Германию создало Прусское государство. Истинным героем, с чьим именем связывалось рождение империи, был Бисмарк. Он и сам говорил: «Я всегда радовался, если мне удавалось, каким бы то ни было путем, хотя бы на три шага приблизиться к единству Германии». Теперь в результате победоносных войн цель была достигнута, и это сделало Бисмарка народным героем. Через несколько дней после возвращения из Версаля в Берлин он получил титул князя и высокую награду — Большой крест ордена Гогенцоллернов с бриллиантами и поместье. 16 июля 1871 г. все жители Берлина приветствовали Бисмарка, когда он проезжал в победной процессии через Бранденбургские ворота. (Слайды 18-19)
Закон 9 июля 1873 г. установил единую для империи валюту. Вместо тормозившей торговлю путаницы местных денежных единиц была введена золотая монета с изображением императора на одной стороне и имперского герба на другой. Так появилась марка — денежная единица Германской империи, и создавалась она на полученную от Франции контрибуцию.
Вопрос: Что вы знаете о дальнейшем соперничестве Германии и Франции?
Большую роль в быстром развитии германской промышленности сыграло и ограбление Франции. Германия оккупировала 35 наиболее развитых департаментов побежденной страны и вывезла оттуда все, что смогла: оборудование предприятий, средства транспорта. Франция выплатила Германии огромную контрибуцию — 5 млрд. франков золотом, причем сделала это за три года, чтобы скорее избавиться от оккупационных войск. По условиям мира империя получила Эльзас и часть Лотарингии — земли, богатые железной рудой, что давало большие возможности для развития тяжелой промышленности.
Вопрос: Почему объединение страны стало мощным толчком для ее экономического развития?
В стране образовался единый внутренний рынок. Полностью исчезли таможенные границы, были введены единая валюта, единая система мер и весов, что создало условия для процесса модернизации. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт других стран, самую прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники. Молодые немецкие предприятия оказались оборудованы значительно лучше, чем предприятия Англии и Франции, где процесс индустриализации завершился раньше. К 90-м гг. она прочно занимала первое место в Европе по темпам и уровню экономического развития, оттеснив Англию и Францию на второе и третье места.
Вопрос: Как вы дум2аете, почему Россия и Германия окажутся по разные стороны баррикад в Первой мировой войне?
Бисмарк в целом всегда был сторонником дружественных отношений с Россией. "Едва ли, – писал он, – когда-либо может возникнуть необходимость войны Германии с Россией, если только либеральные глупости или династические промахи не изменят ситуации". Взгляды Бисмарка разделял и Вильгельм I. По этому поводу английский историк Э. Карр заметил: "Этой максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело катастрофические последствия для Германии".
Бисмарк ушёл в отставку в 1890 г. Он покидал Берлин, шумно приветствуемый толпой, забывшей жестокость этого человека и помнившей лишь о его чрезвычайных заслугах перед Германией. В книге "Мысли и воспоминания" он рассказывает о своей жизни, о мотивах, руководивших им на его нелёгком поприще. При всей неоднозначности своей деятельности Отто фон Бисмарк – одна из самых ярких и сильных фигур в немецкой истории.
3. Закрепление: проверочная работа.
4.Домашнее задание: п.19, подготовиться к тесту по темам: «Объединение Италии и Германии».