Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Урок истории "Битва за Москву"

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Великой Отечественной Войне.

В ходе использования продуктивных технологий XXI века на уроках у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:

1. Регулятивные УУД:

- рефлексировать (видеть проблему: анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- планировать (составлять план своей деятельности).

2. Познавательные УУД:

- моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

3. Коммуникативные УУД:

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Задачи урока:

1. Образовательные:

проанализировать основные события битвы под Москвой.

выяснить причины победы, итоги и значение.

2. Развивающие:

развивать навыки работы с документами;

развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения;

коммуникативные навыки.

3. Воспитательная: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов советского народа;

Предварительная подготовка: скачать приложение Metaverse.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point», ресурсы Интернет

Демонстрационный материал: презентация «Московская битва».

Оборудование: карточки, специфическое расположение парт в кабинете, подготовленные видеозаписи, секундомер, мультимедийное оборудование.

Ход урока

О рганизационный момент.

На данном этапе урока используется структура«ВАЙ ФАЙ» (сигнал тишины)

Поднимите руку

Сфокусируйтесь на учителе (не разговаривайте, остановите работу)

Просигнальте другим.

Посмотрите, у каждого из вас есть партнер по плечу, поздоровайтесь с ним за руку. А также партнер по лицу, улыбнитесь ему. Молодцы.

Актуализация знаний, учащихся

На предыдущем уроке мы приступили к изучению раздела истории: «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.».

Давайте вспомним основные события начала Второй мировой войны и начала Великой Отечественной войны, при помощи приложенияMetaverse (для детей, не имеющих возможности воспользоваться приложением, дается карточка (Приложение1))

ОтсканируйтеQR-код, чтобы проверить свои знания по теме.

Изучение нового материала.

Учитель:Какой вывод можно сделать на основе проанализировав ситуацию на фронтах к началу осени 1941г.?

(Проанализировав ситуацию на фронтах к началу осени 1941г, можно сделать вывод, что упорное сопротивление Красной Армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой, на многих других участках фронта не позволило осуществить планы немецкого командования по захвату Москвы к началу осени.)

Итак, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Назовите тему и цель урока?

(На сегодняшнем уроке мы должны изучить Московская битву, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны)

Тема урока «Битва за Москву».

 Учитель: Шла война. Войска фашистской Германии продвигались в глубь нашей страны, завоевывая города: Киев, Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Тула, Смоленск. Как вы думаете, почему Германия продвигалась в глубь нашей страны так быстро? (Враг застал нашу страну в врасплох, не хватало техники)

Учитель: 75 лет назад, осенью 1941 года, враг подошел к окраинам Москвы. На защиту родной столицы встала вся страна! Битва за Москву делится на 2 этапа:
1 – оборонительный этап (30 сентября – октябрь 1941 года, 15 ноября – декабрь 1941 года);
2 – наступательный этап (5 декабря – март – апрель 1942 года).

О первом этапе я предлагаю посмотреть видео (рассказ).

Учитель: Многих героев тех трагических лет помнит и чтит наш народ. О подвигах некоторых из защитников Москвы вы сможете узнать, поработав с документами, с помощью техники «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР». Для этого нам необходимо составить план - какие вопросы нужно рассмотреть? (по данной технологии каждый участник группы (в начале урока ученики сели в группы по 4 человека) заполняет свою колонку)

Итак, план готов!

Сейчас я раздам карточки (Приложение 2) по которым вы сможете заполнить свой лист.

Подходя к завершению урока, учитель задает вопрос и объясняет ход следующего задания.

Подумайте, о каком событии рассказывают пословицы? Постарайтесь объяснить их смысл.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Москва – что гранит, никто Москву не победит.

Используем структуру «СТЁ ЗЕ КЛАСС»,приготовьте листочки

Запишите как смысл пословиц, в течении 30 секунд;

Прочертите линию после вашего последнего ответа;

Двигайтесь по комнате, чтобы записать больше идей других участников, после ваших.

Данный этап проводится под музыку «Ты моя надежда, ты моя отрада» Лев Лещенко.

Ответы детей: с каждой команды выступает 1 человек.

Учитель: Несмотря на осадное положение,7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад! Германское командование срочно отдало приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Парад транслировался по радио на всю страну. На всех это произвело потрясающее впечатление! И вот в начале декабря советское командование во главе Георгия Жукова принимает решение о контрнаступлении.

О наступательном этапе смотрим видео.

Закрепление изученного материала. Рефлексия, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД».

На карточке напишите вопрос по теме сегодняшнего урока;

Встаньте, поднимите руку и найдите пару (ближайшую);

Ученик «А» задает вопрос ученику «В»;

Ученик «В» отвечает;

Ученик «А» помогает и хвалит;

Ученики меняются ролями;

Ученики меняются карточками и благодарят друг друга;

Ученики повторяют 1-6 раз, со свойственным им темпом.

Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Приложение 1

Для ученика

Давай вспомним основные события начала Второй мировой войны и начала Великой Отечественной войны.

1. Когда и каким событием началась Вторая мировая война?

2. Когда был заключен новый советско-германский договор о дружбе, и какие основные положения он включал?

4. Какие государства были захвачены немцами к моменту вторжения в СССР?

5. Как назывался план войны против СССР, разработанный по поручению Гитлера в 1940г. и какие положения он включал?

6. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

Для учителя

1. Когда и каким событием началась Вторая мировая война?

(Вторая мировая война началась 1 сентября 1939г вторжением немецких войск в Польшу, которая была оккупирована за 35 дней).

2. Когда был заключен новый советско-германский договор о дружбе, и какие основные положения он включал?

(28 сентября 1939г; уточнение секретных протоколов: Литва переходила в сферу влияния СССР в обмен на некоторые восточные районы Польши, установление новой советско-германской границы, ликвидация Польши как государства).

4. Какие государства были захвачены немцами к моменту вторжения в СССР?

(Дания и Норвегия за 1день, Бельгия за 19 дней, Голландия за 5 дней, оккупация Франции за 44 дня, капитуляция Греции и Югославии.)

5. Как назывался план войны против СССР, разработанный по поручению Гитлера в 1940г. и какие положения он включал?

(«Барбаросса» (Фридрих Барбаросса («рыжебородый») – король Германии с 1152 года, император Священной Римской империи с 1155 года, создал многочисленную для своего времени европейскую армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница, и усовершенствовал её организацию.

Он признан классиком военного средневекового искусства. Германское рыцарство при нём стало для многих других национальных рыцарских организаций в Европе примером для подражания.) – стратегическая установка на молниеносную войну – блицкриг:

- массированные удары по основным группировкам  Красной Армии;

- захват в кратчайшие сроки важнейших экономических и политических центров – Москвы, Ленинграда, Киева, Донбасса, Кавказа;

- выход через 4-6 недель на рубеж Архангельск-Волга-Астрахань;

- конечная цель – уничтожение СССР как государства, превращение захваченных территорий в колониально-сырьевой придаток рейха;

- физическое истребление миллионов людей, германизация всей территории до Урала.

6. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.

(22 июня 1941г.)

Приложение 2

Карточка № 1.

Панфиловцы – воины 316 стрелковой дивизии, героически сражавшиеся под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова в Московской битве. 28 героев-панфиловцев во главе с политруком В.Г. Клочковым 16.11.1941 г. в 4 – часовом бою около станции Дубосеково (восточнее Волоколамска) подбили 18 танков противника: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – сказал своим бойцам политрук. И двадцать восемь героев не дрогнули, почти все погибли, но врага не пропустили.

Карточка № 2.

В ночь на 7 августа 1941 г. летчик Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался фашистский бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Один из моторов вражеского самолета загорелся. Талалихин повторял атаки, но боеприпасы кончились, к тому же его ранило в правую руку. Однако Виктор Талалихин, управляя левой рукой, сумел протаранить самолет врага. Фашистский бомбардировщик со всем своим экипажем рухнул на землю. От страшного удара истребитель Талалихина перевернулся. Военный летчик выбросился с парашютом и благополучно приземлился. Это был первый воздушный таран в небе Москвы.

Карточка № 3.

К концу сентября 1941 г. центральное место в плане гитлеровского командования отводилось захвату нашей столицы – Москвы. На этом участке фронта к исходу сентября противник сосредоточил более миллиона человек и свыше двух тысяч танков. Для поддержки наступления наземных войск было выделено около 1000 самолетов. Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали план уничтожения Москвы: «Там, где стоит сегодня Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет … столицу русского народа».

Карточка № 4.

Зоя Космодемьянская после окончания школы пошла в партизанский отряд, там она наравне с взрослыми подрывала железнодорожные пути, взрывала кинотеатры  с немцами. После долгих поисков немцам удалось ее поймать, но Зоя не проронила ни слова.  На ней немцы применили новый вид пытки: ее обливали водой и выводили раздетую на мороз. После всех пыток Зою повесили.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru