Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ "СПЕРАНСКИЙ И ЕГО РЕФОРМЫ"

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1831) — один из выдаю­щихся государственных деятелей в российской истории. Он внес выдающийся вклад в законодательства, является автором плана ли­беральных преобразований в области государственного управления. Взгляды Сперанского на настоящее и будущее России претерпели значительные изменения. В реферате анализируется его деятельность в период правления императоров Александра I и Николая I.

Государственная деятельность

Сперанский вышел из социальной среды, которая прежде не да­вала государственных деятелей. Он был сыном сельского священни­ка села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспи­тание Михаил получил в Суздальской духовной семинарии и довер­шил свое образование в Петербургской духовной академии. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии. Сначала он пре­подавал свой любимый предмет — математику, затем — красноречие, философию, французский язык. В 1795 г. его жалованье при столь высокой загруженности составило 275 рублей ассигнациями. Это была небольшая сумма, особенно для молодого человека, жившего в столице.

В 1796 г. в жизни М. Сперанского произошли изменения, которые во многом определили дальнейшую судьбу рядового преподавателя семинарии. В поисках дополнительных заработков он устроился лич­ным секретарем к генерал-прокурору А. Б. Куракину. В результате 25-летний магистр богословия стал титулярным советником.

Сперанский принес в русскую «неопрятную» канцелярию XVIII в. необыкновенную организованность, способность бесконечно рабо­тать (нередко по 24 часа в сутки), отличное умение говорить и писать.


Эти качества характера обусловили его необыкновенно быструю слу­жебную карьеру. Через три месяца после своего вступления на госу­дарственную службу, 5 апреля 1797 г. экспедитор генерал-прокурор­ской канцелярии титулярный советник М. М. Сперанский получил чин коллежского асессора. Еще через девять месяцев, 1 января 1798 г., он стал надворным советником, 1 сентября 1799 г. — коллежским со­ветником. Не прошло и трех месяцев, как в декабре 1799 г. он стал статским советником. А в июле 1801 г. он получил уже чин действи­тельного статского советника, соответствовавший званию генерала. Не многие чиновники того времени, даже имевшие титулы и протек­ции, столь стремительно поднимались по служебной лестнице.

С января 1797 г., когда Сперанский был зачислен в канцелярию генерал-прокурора, по март 1801 г., когда он получил новое назначе­ние, у Михаила Михайловича сменилось четыре начальника. Как пра­вило, новый руководитель подбирал для себя и новых исполнителей. Более того, генерал-прокурор П. Х.Обольянинов, сменивший на этом посту А. А. Беклашова, получил распоряжение императора Павла I сменить всех чиновников в ведомстве. Но после продолжительной беседы со Сперанским, занимавшим должность руководителя канце­лярии генерал-прокурора, Обольянинов сумел убедить Павла I сде­лать для Михаила Михайловича исключение. Такое отношение к Спе­ранскому можно объяснить его умом, педантичностью, умением в кратчайшие сроки подготовить любой документ в рамках существо­вавших законов. Эти документы отличались точностью, лаконично­стью, изысканностью стиля. Накануне своего дня рождения, 31 де­кабря 1800 г., он по ходатайству генерал-прокурора П. X. Обольяни- нова получил за усердие свои первые награды — 2000 десятин земли в Саратовской губернии и орден Иоанна Иерусалимского.

В период царствования Павла I он был уже очень известен. Вос­шествие на престол нового императора Александра I привело в дви­жение чиновничий мир: кого-то отправили на пенсию, кого-то в про­винцию, а то и в ссылку, иных же ожидало повышение по службе. В марте 1801 г. Сперанский получил новое назначение: должность статс-секретаря при государственном секретаре Д. П. Трощинском. Таким образом, Сперанский оказался в кругу лиц, которые во мно­гом определяли политику государства. По своей должности Трощин- ский обязан был представлять императору доклады и редактировать исходящие от него бумаги. Михаил Михайлович, обладавший гибким умом, обширными познаниями, к тому же не имевший себе равных в тогдашней чиновничьей России по искусству составления канцеляр­ских бумаг, неизбежно должен был сделаться правой рукой своего начальника. Это и произошло: Трощинский стал поручать Сперанско­му составление манифестов и указов. Все важнейшие проекты зако­нов, изданные с 1802 г., редактировались Сперанским, как управляю­щим департаментом Министерства внутренних дел. Подготавливая документы, Сперанский существенно корректировал стиль их напи­сания, отказываясь от стиля, сложившегося еще во времена Петра I. Фактически Сперанский положил начало преобразованию старого русского делового языка в новый.

С 1806 г. Сперанский и Александр I сблизились. Михаил Михай­лович был назначен товарищем министра юстиции и вместе с импе­ратором начал работать над общим планом государственных реформ. Сперанский был лучшим теоретиком государственного управления, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тог­да понятие действительности. Он и составил такой план, отличающий­ся удивительной стройностью и последовательностью. Но, когда при­шлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не мог­ли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

Реформы

В 1809 г. Сперанский подготовил записку «Введение к уложению государственных законов», в которой изложил программу широких преобразований. Проекты реформ в России Михаил Михайлович выстраивал с учетом политического опыта европейских государств. По его мнению, этот опыт показывал, что для Европы характерен «пе­реход от феодального правления к республиканскому»; Россия же идет одним путем с Западной Европой.

В основу государственного устройства страны Сперанский поло­жил принцип разделения властей последовательно — от центральных учреждений до местных. Во главе этого государственного здания сто­ял император, которому подчинялись три учреждения: законодатель­ное — Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное — министерства, ответственные перед Думой, и су­дебное — Сенат. На местах следовало создать волостные, окружные и губернские думы. Избирательное право предполагалось предоста­вить всем дворянам и людям «среднего сословия», обладавшим опре­деленным имущественным цензом. Судебные инстанции вплоть до губернского суда также должны были избираться, а состав высшей судебной инстанции — Сената — назначаться императором пожиз­ненно из числа представителей, избранных губернскими думами. За­конодательная власть должна была осуществляться совместно импе­ратором и Государственной думой, причем право законодательной инициативы принадлежало бы только монарху, но ни один закон не I 227 мог иметь силы без рассмотрения в Государственной думе. Участие Думы требовалось также для издания постановлений о налогах и об­щих повинностях, а также для продажи и залога государственных имуществ. Дела предлагались Государственной думе от имени дер­жавной власти одним из министров или членов Государственного Совета; но Думе дозволялось возбуждать представления о государ­ственных нуждах, об ответственности министров и о мерах прави­тельства, нарушающих коренные законы. Для координации действий Думы и правительства учреждался Государственный Совет из пред­ставителей аристократии, который служил связующим звеном меж­ду ними и императором. Таким образом, последнее слово в законода­тельной и исполнительной деятельности оставалось за монархом.

Предполагалось осуществить этот план в следующей последова­тельности: 1 января 1810 г. открыть Государственный Совет в новом виде, указав как предлог к его преобразованию приготовленный но­вый проект гражданского уложения и стесненное положение финан­сов. 1 мая того же года манифестом назначить выбор депутатов в Го­сударственную думу и открыть ее 1 сентября. Начать действия ее с рассмотрения гражданского уложения, испытать и подготовить из­вестным образом депутатов и, если не встретится каких-либо непре­одолимых препятствий, предложить им государственное уложение, признание которого и утвердить общей присягой, а затем приступить и к устройству судебной части.

1 января 1810 г. Александр своим манифестом учредил Государ­ственный Совет. Устанавливался твердый порядок законодательства. Совет имел двойное значение — законодательное и объединительное: во-первых, обсуждал возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во-вторых, объединял деятельность всех этих отраслей, определяя для них единое направление. В Совете пред­седательствовал сам царь, назначающий и членов Совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырех департаментов — зако­нодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государ­ственной экономики.

Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен М. М. Сперанский. В его ведении ока­залась вся проходившая через Государственный Совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для пред­ставления императору. По форме обыкновенная канцелярская долж­ность, функция государственного секретаря на практике приобретала исключительную важность. В течение 1809— 1811 гг. Сперанский являл­ся самым влиятельным среди русских сановников лицом, фактически вторым после императора человеком в Российской империи.

Вслед за Государственным Советом по его плану были преобразо­ваны министерства, учрежденные 8 сентября 1802 г. Сперанский ви­дел недостатки в этих министерствах. Так он отмечал отсутствие точ­ного определение ответственности министров и неправильное рас­пределение дел между министерствами. Двумя актами (манифестом 12 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г.) образовалось 12 министерств, вме­сто восьми с четко разграниченными функциями.

Сперанский подготовил также проект преобразования Сената, ко­торый был внесен в Государственный Совет в июне 1811 г. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судеб­ных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учрежде­ния: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и Сенат судебный, часть членов которого назначалась императором, часть выбиралась дворянством. Возражений против этого проекта в Госу­дарственном Совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть Совета высказалась «за» и государь проект утвердил.

Таким образом, из трех отраслей высшего управления — законо­дательной, исполнительной и судебной — были преобразованы толь­ко две первые; третьей отрасли управления реформа не коснулась. Губернское управление также не было преобразовано.

Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Россий­ской империи во многом будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее совершенствования. Ежедневно сталкиваясь с десятками деловых бумаг, он имел возможность опре­делить уровень подготовки российских чиновников. Сам являясь од­ним из важнейших чиновников государства, он прекрасно понимал значение «чиновничьей армии» для будущих реформ и поэтому стре­мился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной.

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, по сути от­менявший укоренившуюся со времен Екатерины II практику присвое­ния чинов придворным в званиях камер-юнкера и камергера: в пер­вом случае — чин 5 класса, во втором — 4 класса. Таким образом, пре­секалась возможность для молодых людей знатных фамилий, вступая на действительную службу, занимать высшие должности без необ­ходимой подготовки. Новый указ предусматривал: имевшим уже зва­ние камергеров и камер-юнкеров, которые не состояли в военной или гражданской службе, избрать в течение двух месяцев род действи­тельной службы, а впредь эти звания считать отличиями, не принося­щими никакого чина.

В августе 1809 г. последовал подготовленный Сперанским указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Новый указ запретил производить в чины коллежского асессора (8-й класс) и статского советника (5-й класс) служащих, которые не имели сви­детельства об окончании курса в университете или не выдержали экзамена по установленной программе. Она включала знание русско­го языка и одного из иностранных; римского и гражданского права; государственной экономики и уголовных законов; отечественной истории и элементарных сведений из истории всеобщей; статистики Российского государства; географии, а также математики и физики. Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу Табели о рангах и давал право потомственного дворянства. Желающих получить чин коллежского асессора было много, а сдавать экзамены большинству претендентов, как правило немолодых, было просто не под силу. Не­нависть к М. М. Сперанскому охватила часть российского чиновни­чества.

 

Опала

Планы Сперанского встретили противодействие со стороны ари­стократии, не признававшей его равным себе. Выразителем мнений противников Сперанского — 18 марта 1811 г. стал русский историк Н. М. Карамзин. В своей «Записке о древней и новой России», вру­ченной Александру I, он утверждал, что государь не имеет даже пра­ва ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку са­модержавие нераздельное. Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в связях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн (припоминали, что Наполеон в 1807 г. предлагал Александру I «обменять» Сперанского на «какое-нибудь королевство»). Постепен­но охладевая к Михаилу Михайловичу, император стал тяготиться его влиянием и, приступая к борьбе с Наполеоном, решил с ним расстать­ся. 17 марта 1812 г., после двухчасовой аудиенции у государя, кото­рый сказал Сперанскому, что, ввиду приближения неприятеля к пре­делам империи, не имеет возможности проверить все взведенные на него обвинения, Сперанский был отправлен в Нижний Новгород. Позднее в письме государю он высказал свое глубокое убеждение, что составленный им план государственного преобразования — «пер­вый и единственный источник всего, что случилось» с ним, и вместе с тем выражал надежду, что рано или поздно государь возвратится «к тем же основным идеям».

Опале Сперанского были искренне рады не только в высшем об­ществе, что вполне понятно, но и в народе. Для погашения дефицита бюджета в 1810 г. он пошел на повышение налогов и податей в два- три раза. Был введен небывалый прежде «подоходный прогрессив­ный» налог, им обложен был доход помещика с земель: 500 рублей — 1 %; более 18 тыс. рублей — 10 %. Увеличение налогов вызвало недо- I 230 вольство народа против Сперанского, чем тоже воспользовались его враги.

После ссылки Михаил Михайлович был назначен пензенским гу­бернатором, потом генерал-губернатором Сибири. Изучив обширную сибирскую территорию, он составил проект ее нового устройства, с которым приехал в Петербург в 1821 г. Летом 1822 г. Александр I ут­вердил проект «Учреждения для управления Сибирских губерний», разработанный Сперанским за время губернаторства в Сибири. Это был последний труд Михаила Михайловича, связанный с его рефор­маторской деятельностью. Сперанского оставили в Государственном Совете, хотя он уже не пользовался прежним влиянием.

Император Николай I высоко оценил ум и знания Сперанского. Как человек, блестяще владеющий искусством слова, он написал для это­го государя обращение к народу ко дню коронации. По иронии судь­бы Сперанский писал текст обвинительного приговора по делу декаб­ристов, которые в своих проектах будущего государственного устрой­ства России отводили ему важную роль.

Николай I поручил Сперанскому возглавить II отделение Собствен­ной его Императорского Величества канцелярии, осуществлявшей ко­дификацию законов. Сперанский с сотрудниками II отделения за не­сколько лет проделали огромную работу по подготовке полного со­брания законов Российской империи. В 45 томах было собрано 31 тыс. законных актов (с 1649 по 1825 г.), расположенных в строго хроноло­гическом порядке. Издание было опубликовано в апреле 1830 г., а в 1832 г. был издан 15-томный Свод законов Российской империи. Он содержал в себе лишь действующие общеимперские акты, располо­женные по предметному принципу. При составлении Свода из тек­стов законов изымались устаревшие нормы, потерявшие юридиче­скую силу или замененные новыми положениями, проводилась тек­стовая обработка статей. Строго юридически Свод законов не может рассматриваться как кодекс, поскольку он не отменял действие пред­шествующего законодательства. Тем не менее издание имело большое значение: государственные учреждения получили в качестве правовой основы своей деятельности систематизированное законо­дательство. Кроме того, Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановле­ний в 12 томах; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского. Высоко оценивая дея­тельность М. М. Сперанского, Николай I в присутствии членов Госу­дарственного Совета возложил на него собственную ленту высшего ордена империи — Святого Андрея Первозванного.

В 1835—1837 гг. он был приглашен к императорскому двору — пре­подавать юридические науки наследнику престола — будущему императору Александру II. 1 января 1839 г., в день 56-летия, М. М. Спе­ранскому высочайшим повелением было пожаловано графское досто­инство. Но прожить с графским титулом ему суждено было всего 41 день. 11 февраля 1839 г. Михаил Михайлович скончался от простуды.

Обширная реформаторская деятельность М. М. Сперанского все­гда привлекала пристальное внимание историков. Очевидно, что за­мыслы преобразований были гораздо масштабнее осуществленного на деле. Главный вопрос — почему этому выдающемуся государствен­ному деятелю, который мог рассчитывать на политическую волю Александра I, не удалось воплотить в жизнь свои замыслы полно­стью — остается пока не решенным. Как считает С. В. Мироненко, крушение главных реформаторских замыслов Сперанского в первой четверти XIX в. было закономерным, т. к. они встречали активное сопротивление со стороны подавляющей части дворянства. Другие социальные группы (интеллигенция, либеральные бюрократы), спо­собные поддержать радикальные преобразования, в России в то вре­мя еще не сложились.

Литература

Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М„ 1989.

Тонсинов В. А. Светило российской бюрократии. М., 2001. Федоров В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев. М., 1997.


 

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru