XX съезд КПСС — один из самых известных съездов коммунистической партии в отечественной истории. Это был первый съезд после смерти Сталина. Он проходил в общественной и политической атмосфере, которая резко отличалась от предшествующего периода — начиналась «оттепель». Тем не менее формальный характер партийной демократии на съезде сохранялся: доклад, одобрение «ленинского курса», аплодисменты, шумные вставания и т. д. Но неожиданно, в последний день работы съезда, когда из зала заседаний удалили всех журналистов и посторонних, Н. С. Хрущев зачитал свой доклад «О культе личности и его последствиях», который стал самым заметным этапом в процессе десталинизации советского общества.
В данном реферате анализируются причины появления доклада, обстоятельства его подготовки, содержание, влияние этого документа на эволюцию советского общества и развитие международных отношений.
Подготовка доклада
Вслед за амнистией 1953 г. начался процесс реабилитации некоторых категорий политических заключенных. С целью не допустить в будущем необоснованных массовых репрессий (которые могли затронуть и новое руководство страны) требовалось политически осудить подобную практику. Такое осуждение готовилось постепенно — слишком высок был авторитет Сталина в значительной части советского общества. В печати появилось выражение «культличности». На страницах газет и журналов, с трибун собраний и митингов имя Сталина стало звучать все реже.
Для подготовки XX съезда партии были созданы различные комиссии. В это время одна из комиссий ЦК занималась реабилитацией необоснованно репрессированных в предыдущие годы. И вот, при обсуждении в Президиуме ЦК очередной ее рекомендации, Н. С. Хрущев предложил создать комиссию по расследованию деятельности Сталина.
Самые старые члены Политбюро и Президиума ЦК В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов и Л. М. Каганович стали бурно возражать. Особенно активен был Молотов: «Расследовать деятельность Сталина — это ревизовать итоги всего огромного пути КПСС! Кому это выгодно? Что это даст? Зачем ворошить прошлое?» Хрущев был готов к такому развитию событий. Кроме того, он был поддержан «молодыми» членами Президиума: Н. А. Булганиным, М. 3. Сабуровым и М. Г. Первухиным, а также Н. К. Кириченко и М. А. Сусловым (членом Президиума с июля 1955 г., во многом благодаря Хрущеву). Схватка была бурной. Хрущев пообещал, что в самом секретном порядке будут рассмотрены лишь «нарушения социалистической законности», в которых основная доля вины лежит на Л. П.Берии.
Состав комиссии был определен самый узкий, возглавил ее работу академик П. Н. Поспелов. В 1951 г. тиражом около 7 млн экземпляров (!) вышло второе издание «Краткой биографии» вождя, над которой вместе с другими трудился и сам Поспелов.
Комиссия работала день и ночь. План доклада, предложенный Поспеловым, был откровенно примитивным, но понятным: все сводилось к мудрости, скромности, гуманизму В. И. Ленина и его норм деятельности и нарушению этих постулатов И. В. Сталиным. Весь пафос готовящегося доклада сводился к тому, что сама система, которая была создана Лениным, не имеет никакого отношения к беззакониям и бесчисленным репрессиям. Все они — результат культа личности Сталина. Эта бесхитростная и примитивная схема была полностью одобрена Хрущевым. Но когда проект подготовленного доклада доложили на Президиуме, там вновь начались яростные споры. Лишь благодаря поддержке Сабурова, Первухина, Булганина и Кириченко Хрущеву удалось добиться решения продолжать работу над докладом. Но как с ним поступить? Ясности не было. Каганович предлагал обсудить его на XXI съезде партий, Молотов — постепенно исправить ошибки прошлого без их обнародования. Так или иначе, по распоряжению Хрущева, Поспелов продолжил работу.
Наконец 14 февраля 1956 г. в Большом Кремлевском дворце открылся XX съезд КПСС. Хрущев был готов любой ценой довести содержание доклада до делегатов. В ходе работы съезда он неоднократно приглашал к себе Поспелова и диктовал ему свои замечания, которые у него появлялись при чтении подготовленных материалов к докладу.
Хрущев и «сталинское наследие»
Как решился Хрущев выступить с докладом о Сталине, зная, что большинство делегатов будет против разоблачений? Существуют разные ответы. Одни считают, что то был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и даже жизнь во имя высших общественных целей. Только Хрущев мог сделать это — так смело, так эмоционально, а в некоторых отношениях и так необдуманно.
Другие считают, что причиной разоблачения культа личности Сталина был первозданный, можно сказать, генетический гуманизм, не растраченный Хрущевым, несмотря на все испытания суровой эпохи. Человеческий страх удерживал его от защиты несправедливо казнимых людей в период сталинщины. Но тем сильнее накапливались в его душе боль, раскаяние, чувство вины и ответственности за все, что происходило на его глазах.
Третьи рассматривают активную антисталинскую позицию Хрущева как средство в его борьбе за лидерство. Они считают, что серьезно и последовательно идти по пути десталинизации он не собирался. Ведь и положение самого Хрущева было двусмысленным, так как в годы репрессий он, как Первый секретарь Московского горкома ВКП(б), был председателем «тройки», выносившей внесудебные приговоры членам Московского комитета партии.
Бесспорно, очень важна и оценка самого Хрущева. Вот что он сказал во время одной из встреч с зарубежными гостями: «Меня часто спрашивают, как это я решился сделать этот доклад на XX съезде. Столько лет мы верили этому человеку! Поднимали его. Создавали культ. И вдруг такой риск... Уж поскольку меня избрали Первым, я должен, обязан был сказать правду. Сказать правду о прошлом, чего бы мне это ни стоило и как бы я ни рисковал. Еще Ленин нас учил, что партия, которая не боится говорить правду, никогда не погибнет».
Содержание доклада
После долгих споров все наконец согласились поставить доклад «О культе личности и его последствиях» в повестку дня на XX съезде КПСС. Однако доклад решили прочитать на закрытом заседании. (Для входа на это заседание нужно было иметь специальный пропуск.) Прочитать доклад было решено уже после официального закрытия съезда, т. е. Хрущев уже был избран Первым секретарем. Хрущев был авантюристом по натуре, но отнюдь не глупцом: он понимал, что человека, зачитавшего подобный доклад, могут и не допустить к руководству страной. С другой стороны, слова Первого секретаря будут иметь больший вес. Хрущев прочел свой сенсационный доклад на утреннем заседании 25 февраля. Делегатам было запрещено делать какие-либо записи. Сам Хрущев объяснил в конце своей обвинительной речи этот запрет следующим образом: «Мы не можем допустить, чтобы этот вопрос вышел за пределы кругов партии, в особенности же, чтобы он попал в печать. Вот почему мы его обсуждаем здесь, на закрытом заседании съезда. Нам следует знать пределы, мы не должны давать оружие в руки нашим врагам, не должны полоскать наше грязное белье у них на глазах».
Более четырех часов делегаты слушали доклад. Как вспоминал позднее Хрущев, «делегаты слушали, затаив дыхание. В огромном зале стояла такая тишина, что можно было слышать, как муха пролетит. Трудно представить себе, насколько сильно были поражены люди, узнав о зверствах, чинившихся по отношению к членам партии...». Несколько человек во время доклада упали в обморок, их вынесли из зала. Прений по докладу было решено не открывать.
Докладчик выстроил свое выступление на контрасте идей Ленина с действиями Сталина. Хрущев неоднократно подчеркивал, что Сталин отклонился от ленинской линии. «Духу марксизма-ленинизма чуждо возвеличивание одной личности, превращение ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках».
Главное содержание доклада составлял рассказ о сталинских репрессиях. Именно эта его часть больше всего потрясла не только участников съезда, но и всех рядовых коммунистов. Как говорил Хрущев, из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии, избранных на XVII съезде, 98 человек, т. е. 70 %, были арестованы и расстреляны. Из 1966 делегатов съезда с правом решающего или совещательного голоса 1108 были арестованы по обвинению в контрреволюционных преступлениях. Кроме этого, Н. С. Хрущев заявил: «Когда Сталин умер, в лагерях находилось до 10 млн человек». В действительности на 1 января 1953 г. в лагерях содержались 1 727 970 заключенных, о чем Хрущеву было сообщено докладной запиской. Таким образом, докладчик исказил истину сознательно с целью сильнее дискредитировать образ Сталина в глазах делегатов.
Далее, Хрущев подробно остановился на подозрительных обстоятельствах убийства С. М. Кирова, подробно рассказал о трагических судьбах П. П. Постышева, Г. X. Эйхе, Я. Э. Рудзутака и многих других видных деятелей партии.
Анализируя причины массовых репрессий, Хрущев отметил, что Сталин настолько возвысил себя над партией и народом, что перестал считаться и с Центральным комитетом, и с партией. Сталин имел обыкновение связывать всех круговой порукой. Поочередно подписывая смертный приговор, члены высшего руководства должны были разделить с ним ответственность за уничтожение своих бывших друзей и соратников.
Хрущев видел главную причину репрессий в совершенно неумеренном и беспрецедентном насаждении Сталиным культа своей личности. Хрущев рассказал и о том, что книга «История ВКП(б). Краткий курс» была написана группой авторов, однако Сталин полностью присвоил авторство себе. И, наконец, даже цари, по словам Хрущева, не создавали премий, которые они называли своими именами. Апофеозом превозношения Сталина стал текст Государственного гимна СССР, одобренного им самим. В этом гимне (парадокс!) нет ни одного слова о Коммунистической партии, но зато есть подобные славословия в адрес Сталина: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». В секретном докладе было впервые сказано о политическом завещании В. И. Ленина, в котором он предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря, так как «Сталин груб, невнимателен к товарищам, капризен и злоупотребляет властью».
Обвиняя Сталина, Хрущев порой представлял последнего в анекдотичном виде. Например, он обращает внимание на то, как была запущена экономика страны, ведь, по словам Хрущева, «Сталин изучал страну по кинофильмам». Подробно рассматривается роль Сталина в Великой Отечественной войне. Хрущев представляет Сталина отнюдь не в качестве великого полководца. Напротив, Сталин игнорировал многочисленные сигналы о подготовке Германии к войне с СССР и, по словам Хрущева, планировал военные операции по глобусу. Делегаты были глубоко потрясены изложенными фактами.
Вскоре доклад перестал быть секретным для мирового общественного мнения. В первую очередь, с ним были ознакомлены главы делегаций компартий. В марте 1956 г. выдержки из доклада или пересказ его содержания появились на страницах газет в капиталистических странах. Поэтому в середине марта того же года содержание доклада Н. С. Хрущева решено было довести до сведения советских коммунистов: проходили партсобрания, на которых зачитывали доклад. Многие члены партии были потрясены услышанным. В Советском Союзе текст доклада не был напечатан до конца 1980-х гг.
Ознакомление граждан СССР с содержанием доклада вызвало в целом положительную реакцию в обществе. Карательные органы, оставаясь мощной силой государства, действовали уже гораздо «мягче». В политической сфере возвращение к принципам и методам сталинского руководства уже вряд ли было бы возможным. Однако для самой власти доклад имел негативные последствия: значительная часть общества потеряла доверие к олицетворяющим власть вождям. На международной арене эхом XX съезда стало углубление раскола коммунистического движения.