1.Однажды к Луи Пастеру пришел незнакомец и представился секундантом некоего графа, которому показалось, будто ученый оскорбил его. Граф требовал удовлетворения. Пастер спокойно выслушал секунданта и сказал:
«Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Вот две колбы: в одно возбудитель холеры, в другой чистая вода. Если человек, приславший вас, согласится выпить содержимое одной из них, я выпью из другой колбы». Как вы думаете, состоялась ли дуэль? Как можно назвать такой вид оружия?
(Дуэль не состоялась, оружие – бактериологическое).
2.Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его посследующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?
(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей, Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)
3.Экспедиция Витуса Беринга подходила к концу, но болезнь наступила на всех – расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла, погиб и сам Беринг. В живых осталась группа людей, которая стала употреблять в пищу водоросли. Что спасло людей?
(Бурые водоросли).
4. В Германии в одном из баварских болот был обнаружен средневековый рыцарь в доспехах, а в Австрии, на глубине 1,2 м обнаружили остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, а на дороге – римскую монету с изображением императора Тиберия Клавдия, датированную 41 г. до н.э.
Как можно объяснить сохранность этих и других находок?
5.Высушенный мох, особенно мох – сфагнум, применяется при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен, потолков и пр. Благодаря каким особенностям мох нашел такое применение?
6.В военные годы, при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом, и не забудьте, что перевязочный материал должен быть стерильным?
7.С папоротником связано много легенд, в каждой из них высказывается вера в магическую силу папоротника: сделать человека мудрым, принести ему достаток, найти заветный клад. Так, с черным папоротником (страусово перо) связано легенда о том, что в середине лета, в ночь (с 6 на 7 июля) накануне религиозного праздника Ивана Купалы происходит цветение папоротника и что небольшой ярко – красный цветок этого растения обладает волшебной силой. Цветок папоротника своим ярким свечением указывает место, где зарыт клад. Почему никому из людей еще не удавалось увидеть цветок какого – либо папоротника?
(Папоротник не цветет).
8. Как - то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
- Это хвойный лес?
- Хвойный, - последовал ответ.
- А где хвоя?
- Опала.
- По чьей вине?
- По вине самой природы.
- Вы мне за природу не прячьтесь. За гибель леса отвечать будете вы…
Из каких деревьев состояла тайга? Какой особенности этих деревьев не знал ревизор?
(Лиственница, единственное листопадное растение среди хвойных деревьев).
9. В 1596 г. Жак Картье отправился в экспедицию на корабле в целях исследования берегов Канады. Весь экипаж заболел цингой. Двадцать шесть матросов умерли к тому времени, когда судно подошло к берегам реки Св. Лаврентия. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей. И все же Жаку Картье удалось спасти оставшуюся команду от смерти, послушавшись индейцев.
Какой совет дали индейцы Жаку Картье?
(Пожевать хвою, пить отвар из хвои).
10.В книге «Жизнь растений» К.А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке…Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное соприкосновение…» О какой уловке идет речь?
(Корневые волоски).
Грамматика в биологии
1.Записать переставив буквы местами, названия процессов жизнедеятельности. Учащиеся должны прочесть этот процесс и правильно назвать его определение:
- Девывение – выведение - это…
- Лденеие – деление – это…
- Торс – рост – это…
- Хынадие – дыхание – это…
- Софотинзет – фотосинтез – это…
- Жазмнорние – размножение – это…
2.Записать слова с пропущенными буквами. После правильного применения орфограммы учащиеся получат слово:
- французс…ий
- ил…юминация
- в… сна
- шес…надцать
- немец…ий
- р…стение.
(Клетка).