Классный час в 6 классе, направленный на обсуждение с детьми средней школы серьезных тем, над которыми дети еще не задумываются самостоятельно. Разработка предложена в форме ролевой игры, что позволяет не только обсудить тему, но и посмотреть на проблему со стороны. Затронуты темы "Алкоголизм", "Табакокурение", "Правильное питание".
Цели:
актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование: магнитофон, листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, краски; на стендах фотографии, репродукции картин, иллюстрирующие связи человека с окружающей средой, различные стороны его жизнедеятельности; изречения о жизни, счастье, здоровье.
Ход мероприятия
Учащиеся делятся на 4 творческие группы, каждой группе предлагается определенный текст на обработку и дается 5 мин на репетицию своих ролей. Потом разыгрываются сценки.
Учитель:
Горская пословица гласит: «Добрая жизнь - чистый ручей». И чтобы эта жизнь была доброй, счастливой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье. Еще великий Гёте сказал: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». И сегодня мы поговорим с вами о здоровье, но не просто поговорим, а сыграем. (Каждой группе раздается задание и дается 5 мин на подготовку).
Сценка 1. Ячменный Джон
Действующие лица: Ячменный Джон, 2 ведущих.
Джон. Позвольте представиться. Я - Ячменный Джон, ячменное зерно! Я - символ пива. 0бо мне даже стихи есть. Их написал шотландский поэт Роберт Бернс
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство – без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)
Так пусть же до конца времен Не высыхает дно В бочонке, где клокочет Джон Ячменно зерно.
Ведущая. Кто это пришел к нам в гости?
Ведущий. Да это Джон Ячменное зерно, персонаж шотландского фольклора, символ пива.
Ведущая.А зачем этот символ пива к нам явился?
Ведущий. А затем, что последние годы он прочно прописался в России. И от него один только вред.
Ведущий.
Наступило время, когда человек,
Должен уже удивиться,
Что укорачивал он свой век,
Что пивом когда-то травился,
Что люди сознательно яд горький пили,
Здоровью огромный тем вред наносили,
И ум свой теряли, валялись в грязи?
Когда ж по-иному все будет? Скажи!
Ведущий. Давайте послушаем наших докторов. (Комментарий докторов по 1 сцене)
Сценка 2. Ты мозг и легкие свои для жизни пожалей...
Действующие лица: 2 мальчика, сигарета, ведущий.
(Появляется мальчик, он пятится от «сигареты».)
Ведущий. Кажется, кто-то идет. Если я не ошибаюсь, это сигарета уговаривает мальчика с ней подружиться. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Мальчик1. Нет, не хочу, уйди, сказал, не буду.
Сигарета.
Буду тебя преследовать повсюду...
Ты - жалкий раб мой, И не ты один,
А атмосфера для тебя - Табачный дым.
Мальчик 1. Не буду больше я курить,
Хочу здоровым, крепким быть!
Сигарета. Здоровье подвело, ты испугался? Скажи, о чем тогда ты думал, Когда впервые к сигарете прикасался?
Мальчик 1 уходит.
Ведущий: смотрите! Теперь она взялась за следующего!
Мальчик 2: К сигарете тянется рука.
Сигарета близко, опасность далека.
Закурить, не закурить?
Может я болен!
Разве думал я о том,
Что попаду в неволю?
что курение - вредная привычка,
никогда не думал, зажигая спичку.
Но как устоять перед желаньем узнать
Почему стали курение всем запрещать?
Мальчик 2.
Ну и что с организмом моим?
Неужели влияет так дым?
Одолела слюна, тошнота.
И сонливость, и память не та.
Шум в ушах, а в глазах карусель.
Вместо радости - слабость.
В постель я улегся… Лежу и страдаю…
Учащенный свой пульс я считаю.
Мальчик 1
Как же ты до такого дошел?
На каток лучше б с другом пошел,
Лучше б маме по дому помог. …
Ведущий. А что могут сообщить нам по этому поводу наши доктора?
(Комментарий докторов по 2 сцене)
Сценка 3. Разговор о правильном питании
Действующие лица: булочка, сахар, газировка, чипсы, девочка, мальчик.
Мальчик
Что-то я проголодался.
Надо что-то быстро съесть.
Ну-ка, загляну в буфет я,
Что в меню сегодня есть…
О! Чудесное меню. Это очень я люблю.
Сахар: (к мальчику)
Я – чудесный сахарок.
Съешь скорей меня, дружок.
Я очень бел и страшно вкусен.
И быстро я устроюсь в пузе.
Булочка.
Когда видишь ты меня,
То слюной исходишь.
Я вкусна, я пышна,
Любима я в народе.
Газировка.
Самый приятный напиток, ребятки,
Я – газировочка,
Вкусная, сладкая.
Мною запить очень хочется булочку,
можно и сахар.
Я – порчу желудочек.
Чипсы.
Как приятно мы хрустим.
Мы друг друга угостим.
Жарились мы в масле долго.
Значит польза в нас и только.
Девочка:
Ужас! Какая же это еда!
Ты не слыхал о еде никогда!
Срочно диета! Фитнес! Прогулка.
Что за еда это сахар и булка!
Ведущий.
Какой кошмар!
Нарушено питанье.
Такой ребенок вызывает состраданье.
Послушаем мы мнение врачей…
(Комментарий докторов по 3 сцене)
4 группа - врачи. (Сидят отдельно).
Комментируют все ситуации.
По сцене Ячменный Джон
Врач 1. Глоток пива - первый шаг к алкоголизму и других болезней. Ранее термин «пивной алкоголизм» был известен лишь по учебникам, сейчас это явление приобретает все более зримые очертания. Реклама утверждает, что пиво - безобидный напиток. На самом деле
Врач 2 Пивной алкоголизм формируется быстрее водочного. В XX веке в Европе решили сократить выпуск крепких напитков и наладить производство более слабых. Граждане перешли на пиво, так появился пивной алкоголизм, который оказался еще хуже водочного.
Врач 3 Неизбежный спутник пива - избыточный вес. Ведь пиво содержит от 4 до 10% углеводов, и вскоре любители пива обзаводятся «пивным брюшком». В организме нарушается обмен веществ, страдает печень. Перестав справляться со своими барьерными функциями, она пропускает алкоголь в кровь, а от этого страдают сердечно-сосудистая система и почки.
По сцене. «Ты мозг и легкие свои для жизни пожалей...»
Врач-нарколог. С каждым днем наука предоставляет нам все большую информацию о вреде табака. Это - травянистое растение с довольно красивыми цветами (демонстрирует картинки или слайды) используется даже в декоративном садоводстве. В мире насчитывается свыше 60 видов табака. И выращивают его более чем в 120 странах.
Врач 2. При курении (сухой перегонке табака) образуется большое количество токсичных веществ. А более 200 из них - особенно опасны для организма человека. Среди них есть даже полойий-210, который излучает гамма лучи. Но особенно опасен никотин. Он составляет 27,8% всей токсичности табачного дыма. Никотин представляет собой прозрачную маслянистую жидкость. На вкус он горький и с неприятным запахом.
Врач 1. При затягивании и быстром курении попадание никотина в кровь увеличивается. Печень, почки и легкие подвергаются огромным нагрузкам и, естественно, разрушению, пропуская через себя никотин и обезвреживая его.
Врач 2. Курящие в 2 раза чаще болеют язвенной болезнью, чем некурящие. При этом болезнь принимает затяжной характер. Курение оказывает пагубное влияние:
на надпочечники, которые регулируют выделение адреналина;
на органы слуха (может стать причиной ослабления слуха и других заболеваний);
на органы зрения (нарушение зрения, светобоязнь, затруднения при чтении, боли при движении глазного яблока);
на органы ротовой полости (зубы желтеют, в зубной эмали образуются трещины, появляется кариес, стоматиты и другие болезни ротовой полости);
на систему крови (снижается уровень гемоглобина, а это залог силы, бодрости нашего организма; сокращается уровень эритроцитов в крови, время свертываемости крови);
на иммунную систему (снижается сопротивляемость организма различным болезням; это особенно опасно для больных, которые относятся к группе высокого риска в отношении развития рака).
Врач 1. Исследования ученых показали, что табачный дым является причиной воспалительных изменений всей системы органов дыхания.
Врач2. В 25 раз повышается у курильщиков вероятность смерти от эмфиземы (длительно текущий хронический бронхит обычно переходит у курящих в эмфизему), чем у некурящих.
Врач: чтобы не бороться с проблемами, лучше просто не начинать курить.
По сцене 3. Разговор о правильном питании
Врач 1: Все прекрасно знают, как надо питаться. В вашем рационе ежедневно должны гармонично сочетаться белки, жиры и углеводы. Поэтому надо есть фрукты, овощи. Пить соки. Обязательно есть горячий суп. Мясо, рыбу.
Врач 2: Не увлекайтесь сладким, мучным и жирным. Не забывайте, современный человек употребляем большое количество скрытого сахара . Сахара есть в сладкой газировке , лимонадах, кондитерских изделиях. Поэтому ограничивать сладкое нужно. Помните, что избыточное употребление углеводо в повышает риск большого числа заболеваний.
Врач 3: Булочки и мучные изделия не вредны сами по себе, они вредны в большом количестве.
Врач 4: Сливочное масло, например, само по себе не является вредным продуктом, нужно просто следить за тем, чтобы количество насыщенных жиров в рационе было оптимальным.
(«Врачи» по очереди после всех сцен).
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Учитель.
Здоровье - наш бесценный дар.
Оно не безгранично.
Оно напоминает шар,
И все в нем гармонично.
В нем есть любовь и красота,
Есть ценность и величье.
Все укрепляет доброта.
А символ - наша личность.
Здоровье - наш бесценный дар,
Который дан от Бога.
И все готовы Мы отдать.
Лишь только б быть здоровым.
Мы поговорили с вами о здоровье. А на последок,
каждый из вас честно самому себе ответит на важные вопросы. (Проводится тест)
«Ваш образ жизни»
Выполните тест.
|
Штрафные баллы (вычитаются из суммы):
за курение - 10 баллов;
за употребление спиртных напитков - 10 баллов;
за нарушение намеченного режима дня - 5 баллов;
за несоблюдение режима питания - 5 баллов.
Если по итогам тестирования вы набрали 60 и более баллов, то получаете оценку «отлично», более 45 баллов - «хорошо», более 25 баллов - «удовлетворительно», менее 25 баллов - «неудовлетворительно» по физической культуре.
Заключительное слово.
Учитель.
Сегодня мы с вами выяснили, что здоровье человека - это главная ценность в жизни. Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из неё. Ведь «Здоров будешь - всё добудешь!» Так будьте здоровы!!!