Цели.
Познакомиться с историей этикета;
Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;
Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.
Задача: развитие коммуникативных способностей учащихся.
Материалы:
карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;
приложение с иллюстрациями.
Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.
Ход классного часа.
Мотивация.
Для создания мотивации используется приём "появление гостя". Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).
Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?
Дети: Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …
Учитель вывешивает лист с изображением "близких Пети В."(Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,см. приложение).
Учитель: Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?
Дети высказываются.
Учитель: С возмущением Петя восклицает...
Учитель прикрепляет на доске лист с репликами “гостя”:
А кому нужны эти хорошие манеры?
Не все ли равно, как есть?
И вообще, кто все это выдумал?
Учитель: Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…
Введение понятия “этикет”. Историческая справка.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, вывешивает лист:
Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?
Дети дают ответы.
Учитель: Что для этого надо знать? На доске карточка с вопросительным знаком.
Выслушиваются предположения детей.
Учитель: Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет. Карточка с “?” переворачивается.
ЭТИКЕТ
Учитель: А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...
Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:
ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.
Учитель: Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.
Вместе.(с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…
Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.
Учитель: Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».
Детям предлагается объяснить понимание девиза.
Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).
Учитель: В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.
Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.
Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).
Учитель: В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.
Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.
Учитель: Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.
Дети высказывают свое мнение.
Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.
Учитель: Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).
Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
Будьте добры иль будете любезны –
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Учитель: Соедините половинки пословиц
Чего в другом не любишь, того и сам не делай
Береги платье снову, а честь смолоду..
У Сидора обычай, у Карпа свой.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Мил тот гость, что недолго гостит.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
Не дорог подарок – дорога любовь.
О пустяках спорить – дело упустить
По одежде не суди, по делам гляди.
Слово – серебро, молчание – золото.
Хоть не богат, а гостям рад.
От слова спасенье, и от слова погибель.
На незваного гостя не припасена и ложка.
От одного слова, да навек ссора.
Учитель: Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.