Знаев

Начальная школа

Русский язык

Урок биологии

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Сила знаний

Классный час в 5 классе "Этикет"

Цели.

Познакомиться с историей этикета;

Понять необходимость соблюдения в обществе этикетных норм;

 

 

Высказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении точки зрения других о правилах поведения в различных ситуациях.

Задача: развитие коммуникативных способностей учащихся.

Материалы:

карточка с вопросительным знаком и словом "этикет" на обратной стороне;

приложение с иллюстрациями.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Ход классного часа.

Мотивация.

Для создания мотивации используется приём "появление гостя". Учитель вывешивает изображение “гостя” ( школьник с недовольным выражением лица, см. приложение).

Учитель: Ребята, я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети: Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Учитель вывешивает лист с изображением "близких Пети В."(Мама, папа, бабушка восклицают: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”,см. приложение).

Учитель: Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

Дети высказываются.

Учитель: С возмущением Петя восклицает...

Учитель прикрепляет на доске лист с репликами “гостя”:

А кому нужны эти хорошие манеры?

Не все ли равно, как есть?

И вообще, кто все это выдумал?

Учитель: Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…

Введение понятия “этикет”. Историческая справка.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, вывешивает лист:

Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

Дети дают ответы.

Учитель: Что для этого надо знать? На доске карточка с вопросительным знаком.

Выслушиваются предположения детей.

Учитель: Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет. Карточка с “?” переворачивается.

ЭТИКЕТ

 

Учитель: А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

Учитель вывешивает рядом со словом "этикет" следующий лист:

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

Учитель: Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным - давно... Для этого совершим путешествие во времени...Совершаем перемещение. Начинаем обратный отсчёт.

Вместе.(с закрытыми глазами): 5, 4, 3, 2, 1…

Учитель во время счёта вывешивает лист с изображением древнего грека, словами “Древняя Греция. Красивое поведение” (см. приложение) и предлагает детям посмотреть на доску.

Учитель: Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

Детям предлагается объяснить понимание девиза.

Учитель проводит второе "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением рыцаря и словами “XIV  – XVII век. Кодекс рыцарской чести”(см. приложение).

Учитель: В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

Дети высказывают своё понимание поведения людей данной эпохи.

Учитель проводит третье "перемещение" и вывешивает новый лист с изображением джентльмена и словами “XIX век. Джентльмен с хорошими манерами”(см. приложение).

Учитель: В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

Учитель предлагает дать объяснение любому из перечисленных качеств, делает свой комментарий.

Учитель: Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

Дети высказывают свое мнение.

Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель: Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Учитель: Соедините половинки пословиц

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

Береги платье снову, а честь смолоду..

У Сидора обычай, у Карпа свой.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Мил тот гость, что недолго гостит.

Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

Не дорог подарок – дорога любовь.

О пустяках спорить – дело упустить

По одежде не суди, по делам гляди.

Слово – серебро, молчание – золото.

Хоть не богат, а гостям рад.

От слова спасенье, и от слова погибель.

На незваного гостя не припасена и ложка.

От одного слова, да навек ссора.

Учитель: Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Поиск

Информатика

Школярик

Физика

Созвездие отличников

Химия

Грамотеи

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru