Одной из основных задач учителя - планирование контроля качества. Контроль знаний учащихся выполняет меньшей мере три функции:
управление процессом усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях и их коррекция;
воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к учебной деятельности;
подготовка учащихся к восприятию новых знаний, новых исторических представлений.
Для осуществления проверочного целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести корректировки. Эту связь считают внешней обратной связью. При осуществлении контроля получает информацию об уровне своих знаний и сам ученик. Такую связь называют внутренней.
Оценка знаний является мощным стимулом обучения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль случаен, ученики особенно 5-8 классы учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Важное значение имеет аргументация, сравнение с достижениями только этого ученика. Отметка, при надлежащих условиях, может превратиться во внутренний мотив к учению.
Не будет долго говорить о многообразии форм контроля на уроках истории, заметим лишь, что в высыпающемся меню Вы найдете интересные методические и дидактические разработки для осуществления такого контроля.