Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

Познавательные задания на уроках истории

 

А. Словесная и образная стилизация исторической информации ("дневники", "письма", "мемуары", "листовки", "газеты", "проспекты" и и.д.)
Учащимся 7 класса было дано задание сочинить "письмо" из английской деревни 16 века. При выполнении задания ребята должны:

1. В содержании своего "письма" отразить особенности социально-экономического развития Англии 16 века в эпоху развития капитализма.

2. Логично включить в текст "письма" предлагающиеся в задании термины: Новый Свет, революция цен, мануфактура, батрак, "новые дворяне", огораживания, - показав понимание их исторического смысла.

3. Использовать прием стилизации, чтобы сделать свою работу похожей на документ 16 века.

4. Выразить отношение к происходящим изменениям в обществе от имени своего героя, адекватно его социальному статусу и материальному положению.


Работа Сазонова Виктора, ученика 7 класса.

Письмо Дика Симпсона другу Джеку Ньюланду в Новый Свет

Дорогой Джек!
Пишу тебе о нашем житье в Англии. Пришли эти гады* и нас, как называется, огородили. Это значит, взяли и вокруг наших владений забор поставили, а нас всех повыгоняли. И я теперь пасу овец, батрачу. Мне деньги платят, чтоб я овец пас. Это такая работа от мануфактуры. Не знаю, есть ли у вас такие? Тут все в разных местах делается, каждый свое дело делает. Я овец пасу, тетя Энн стрижет, кто-то шерсть прядет, а кто-то ткань ткет. Это еще не так плохо, а много кто теперь в разбойниках. Но в основном все на "новых дворян" да на гадов этих работают.
А как у вас в Новом Свете? Будет возможность, пришли мне чего-нибудь одежонку сшить, а то у нас цены непомерные. Говорят, революция цен какая-то! Заранее премного благодарен.
Дик.
_________________________________
*Здесь автор имеет в виду буржуазию.

Анализ данной работы показывает, что ученик не только ярко и эмоционально обрисовал жизнь английской деревни 16 века, но и выполнил все условия задания.


Б. Изложение исторических событий от имени одного из их участников, свидетелей, современников или потомков.
1. При завершении темы "Жизнь первобытных людей" в 5 классе учащимся было предложено написать рассказ "Один день из жизни первобытного мальчика (девочки)". В своем рассказе ребята должны были правильно отразить образ жизни, занятия, религиозные верования первобытного человека.


Сочинение Нурлыева Рамиля, ученика 5 класса.

День из жизни Яна.
Сегодня утром Ян проснулся с восходом солнца. Как только он открыл глаза, ему сразу же захотелось есть. Он подошел к костру и подложил дров. Потом оторвал кусок мяса от убитого вчера оленя, воткнул в него палку и занес над костром. Долго так сидел Ян, но что же делать, есть то хочется. Вскоре проснулись отец с матерью. Мясо как раз поджарилось, и они все вместе съели его. Потом каждый занялся своими делами. Мать принялась сшивать шкуры, отец принялся изготавливать стрелы, а Ян пошел в лес за хворостом. Погода выдалась жаркой. Ян шел по лесу и собирал сухие палки. И когда он наклонился за очередной палкой, то увидел гриб. Большой белый гриб. Ян сорвал его и оглянулся вокруг. И тогда Ян увидел, что вокруг него этих грибов столько, что не хватит пальцев на его руках! Он принялся собирать их. Вскоре Ян уже не мог унести все эти грибы и, решил вернуться к себе в хижину. Дома он положил грибы и хворост около огня и пошел в поле. Там его папа и мама собирали урожай пшеницы. Ян объяснил, что нашел грибов по три раза столько, сколько пальцев у него на руках. Они все вместе последовали в хижину. Когда отец и мать увидели грибы, они похвалили Яна и дали ему зуб быка на веревочке. Теперь можно было не беспокоиться насчет обеда, ведь тот кусок мяса был последним. После обеда Ян с папой пошли на охоту. Они взяли с собой лук и стрелы, а также копье. Охота прошла успешно. Им попался саблезубый тигр. Папа Яна кинул в него копье и ранил его. Тигр бросился бежать, но не тут-то было. На дереве притаился Ян. Когда тигр пробегал мимо него, он выстрелил из лука и поразил тигра. У тигра подкосились ноги, и он упал замертво. Ян с отцом потащили его в хижину. У входа их ждала мать. Увидев тигра, она подложила дров в костер. Через 30 минут тигр весел над огнем. Вскоре они поужинали и легли спать. Вот так закончился еще один день из жизни Яна.

Анализ данной работы показывает, что ученик хорошо усвоил основной материал изученной темы и умеет правильно применить полученные знания. Но в работе присутствует информация несколько искаженная в восприятии ребенка, поскольку существует огромная разница в условиях жизни древнейшего и современного человека, и ученику бывает трудно объективно воссоздать описываемую ситуацию.


2. Во время изучения в классе темы "Великие географические открытия и их последствия" ученикам 7 класса было предложено творческое задание: написать рассказ от имени участника Великих географических открытий о своем путешествии и впечатлениях о Новом Свете.
Работа Ярцева Василия, ученика 7 класса.

Воспоминания конкистадора.

Мне в жизни повезло.
Спасибо Матери Пречистой,
С Франсиско Писсаро
Свела меня конкиста.*
Мы покорить решили Эльдорадо.**
Вел через Анды наш отряд аделантадо.***
Нас было двести храбрецов.
Несли мы арбалеты,
Две Библии с крестом,
Ножи, мушкеты.
Вот в Каханарке эскадрон остановился.
На утро инки тащат трон - их царь явился.
Великий Инка был довольно глупым малым:
Пришел в наш лагерь добровольно и с товаром.
За пол часа мы тыщи инков разогнали,
Кто не успел - того конями растоптали.
Атауальпу**** заперли на ключ,
Хоть полубог, богат он и могуч.
Потребовал тогда наш Писсаро
За Инка золото и серебро.
И вот теперь я весел и богат.
А мог бы ведь попасть в другой отряд.

Конкиста* (исп.)-завоевание.
Эльдорадо**- мифический край несметных сокровищ.
Аделантадо***- организатор вооруженной экспедиции в Новый Свет.
Атауальпа****.- Великий Инка, император.

При выполнении работы ученик проявил не только отличный уровень знания школьного материала и понимание данного исторического момента, его особенностей причин, заставлявших людей пускаться в далекие и опасные приключения. Но и творчество, и владение источниками дополнительной информации.
3. Очень важно, чтобы в процессе обучения у учеников сложилось представление об истории, как о целостном процессе, который имеет свои закономерности и общие явления, характерные для всех государств, на всех этапах исторического развития. Для понимания учащимися истории как целостного процесса очень полезно использовать задания на знание параллельности событий в истории. Такими заданиями могут быть диалоги.


Работа Селиверстова Артема, ученика 6 класса.

Диалог Иоанна Безземельного и Всеволода Большое Гнездо

"Иоанн: За советом хочу обратиться к Великому князю: нужна ли в государстве власть самодержавная?
Всеволод: Конечно нужна, без нее все расшатается и распадется.
Иоанн: Значит нужно, чтобы князья и бароны подчинялись
беспрекословно?
Всеволод: Нужно.
Иоанн: Так я уж как стараюсь, чтобы меня уважали: и земли их
отбираю, и из страны их изгоняю, а когда совсем с ними сладу нет -
головы отрубаю. А они все не довольны: с Филиппом воевать не хотят, все земли французские из - за них потерял, а внутри страны бунтуют, рыцарей и горожан на меня натравливают.
Всеволод: Так подчинять князей и бояр с умом надо. По каждому пустяку голову не отрубать, земли за просто так не отбирать, даже если очень хочется. Тогда они сами Вас защищать будут, если Вы их защитите. Я вообще зря кровь проливать на люблю, до последнего пытаюсь миром договориться. Зато уж, если воевать, то так, чтобы побеждать, иначе все земли растеряешь.
Иоанн: А вот еще папа Римский меня совсем не уважает: в моей стране своего архиепископа Кентерберийского хочет назначить. Прямо издевается надо мной, старых хрыч.
Всеволод: Ну, это Вы зря, Ваше величество. Церковь уважать надо. Они это очень любят, прямо как дети. Я вот два храма построил - так они в двадцати храмах за мое здоровье молятся. А если со всеми отношения испортить, так они у меня во Владимире бы хартию вольностей приняли, не дай бог, конечно. Ну да ладно, заболтался я, а у меня вон сыновей одних восемь, не считая дочек. И жена вторая молодая. Вы своей супруге привет передавайте, да так сильно не нервничайте, а то и до пятидесяти лет не доживете.
Иоанн: Хорошо, надо договориться с германским императором снова на Филиппа напасть".

Анализ данной работы показывает не только хорошее знание истории, но и видение параллельности исторических процессов в разных странах, с различным уровнем развития, в одно и то же время. А именно начало процесса централизации государств в Европе

Поиск

Математика

Информатика

Физика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru