Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остаётся обязательным элементом в методической структуре урока.
Среди учебных дисциплин литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целями его преподавания. С одной стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности, эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой – существуют достаточно чёткие образовательные стандарты с прописанными нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в ладу.
Выбор формы контроля на каждом конкретном уроке определяется тем, какую цель ставит учитель:
-проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором, знание учащимися теоретико-литературного материала;
-выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности; анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.
В зависимости от поставленной цели учитель выберет самую подходящую форму из богатого арсенала педагогических средств. Это может быть:
-работа учащихся с карточками-информаторами;
-индивидуально-групповая работа;
-задания исследовательского характера;
-интерпретация текста художественного произведения;
-литературный диктант;
-тестирование;
-блиц-опрос;
-ребус;
-викторина;
-контрольная работа.
Все эти формы контроля представлены в данной работе на конкретных примерах.
Контроль за знаниями учащихся должен быть обучающим и развивающим. Результатом выполнения учащимися заданий контрольного характера является раскрытие индивидуальных особенностей, повышение уровня подготовки к уроку. Учителю следует помнить, что формы, приёмы и методы контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не вызовет у учащихся негативной реакции, она станет стимулом к углублению своих знаний, к совершенствованию умений, на уроке каждому обучающемуся необходимо дать возможность показать свои знания, свой рост относительно собственных достижений. Думается, материалы, представленные в работе, помогут создать на уроке литературы атмосферу, где не страшно ошибиться, где у каждого есть шанс сделать своё открытие, поставить перед собой новую цель.