Вариант I
1. По портрету узнайте персонажей романа «Мастер и Маргарита»:
а) Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми.
б) Человек лет двадцати семи... Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина.
в) Сорокалетний гражданин, одетый в серенькую летнюю пару, маленького роста, темноволос, упитан, с аккуратно выбритым лицом, которое украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе.
г) Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке, в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
д) Человек в белом плаще с кровавым подбоем с шаркающей кавалерийской походкой и каменным (от головной боли) лицом.
е) Чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами, в истасканном таллифе, который из голубого превратился в грязно-серый, с пергаментом, спрятанным под одежду.
ж) Молодой красавец, горбоносый, с аккуратно подстриженной бородкой, в белом чистом тали, ниспадающем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новых скрипящих сандалиях.
з) Растерянный и близкий к умоисступлению гражданин в одном белье, но почему-то с чемоданом в руках и кепке.
1) Иван Бездомный; 5) Алоизий Могарыч;
2) Мастер; 6) Иуда из Кириафа;
3) Иешуа Га-Ноцри; 7) Михаил Берлиоз;
4)Понтий Пилат; 8) Левий Матвей.
Проведите параллели между персонажами согласно системе образов романа. Прокомментируйте свои действия, объяснив, какую роль в романе играют установленные вами пары.
2. На протяжении романа многие его герои претерпевают различные метаморфозы, появляясь в разных обличьях. Приведенные ниже портретные характеристики представляют четырех героев романа. Назовите их. Какие события с ними связаны?
а) Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами.
б) Усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические, полупьяные, а брючки клетчатые.
в) На шее ... белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке и усы вызолочены.
г) Рыжеватый, маленького роста человек, глаз с бельмом.
д) Оба глаза были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное.
е) Треснувший монокль, усишки на наглом лице были подвиты и напомажены...он был во фрачном наряде.
ж) Росту высокого, в дорогом сером костюме, в заграничных в цвет костюма, туфлях, с тростью с черным набалдашником в виде головы пуделя. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.
з) Худенький юноша, демон-паж, лучший шут.
и) Маленький, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме, с ярким галстуком, из кармана торчала обглоданная кость.
к) Он летел в своем настоящем обличье: нельзя сказать, из чего сделан повод его коня, возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд.
л) Темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом; он не интересовался землею под собой, он думал о чем-то своем.
Вариант II
Задание. По ключевым фразам назовите эпизод и героев, которые имеют отношение к нему. Коротко поясните, какое значение имеет тот или иной эпизод для понимания идейно-художественного замысла автора.
1. «И доказательств никаких не требуется... Все просто: в белом плаще ...»
2. «...Всякая власть является насилием над людьми и ...настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой- либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости...»
3. «Правду, правду сказал! ...не верю я ни во что из того, что пишу!..»
4. «Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее...»
5. «А он попросту соврал!. Поздравляю вас, гражданин, соврамши!».
6. «...Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны ...ну, что ж ... и милосердие иногда стучится в их сердца...»
7. «Пилат летел к концу, к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: «...Пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат» < ...> И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась».
8. «Ваше присутствие на похоронах отменяется ... потрудитесь уехать к месту жительства...»
9. «Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!».
10. «Прощайте навсегда! Я улетаю ...Невидима, невидима,- еще громче крикнула она и ...вылетела в переулок».
«...Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!».
«...Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат, и сами все дадут!».
«Рукописи не горят».
«Единственное, что он сказал, что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость».
«Мы теперь будем всегда вместе... Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы».
«...Ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил <...> Ты жесток, а тот жестоким не был».
«...Вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!».
«- А что же вы не берете его к себе, в свет? - Он не заслужил света, он заслужил покой...»
«-...Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял... - Прощай, ученик...»
«...Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
«Свободен! Свободен! Он ждет тебя!».
«- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». (Гете «Фауст».)