Литературная критика – транскрипция книги в обществе. Основная цель подлинной критики – включить произведение в общекультурный оборот, совместив по всем возможным точкам сферу реального и сферу художественного. Поскольку критика – высказывание вторичное («слово о слове»), то её основная деятельность заключается в создании знаковой системы, адекватной литературному произведению, соотнесённой и интегрированной с ним. Примерно это подразумевал Пушкин в своём знаменитом суждении о том, что «писателя надо судить по законам, им самим над собой признанным».
Однако информационный поток всё более неуправляем, требование оперативного реагирования на новые тексты всё выше, а качество экспертных оценок – как следствие – всё ниже.
Информация о произведении не переходит в знание о нём. Системность анализа разрушается фрагментарностью восприятия текста (факта, события). Публичная полемика деградирует в набор частных мнений. Контекст (системно организованное, упорядоченное и осмысленное пространство) заменяется контентом (механическим информационным наполнением).
Культурная ценность сводится к материальной стоимости. Произведение становится таким же товаром, как джинсы или колбаса. Автор и читатель превращаются в ППП – Производителя / Потребителя Печатной Продукции. Литературная критика постепенно перерождается из института в индустрию.
Так возникает паракритика – процесс отклонения литературного анализа от непосредственного разбора-оценивания произведений в сторону решения побочных (внелитературных, окололитературных) задач.
Одновременно паракритика – это и создаваемые описанным способом тексты о литературных произведениях. В таких текстах заметна деконструкция традиционной литературной критики под влиянием постиндустриального общества.
Главное отличие паракритических текстов от подлинно критических – подмена или искажение исходных функций и задач. При этом паракритика не аналог паралитературы. Эти понятия рядоположены, но не тождественны.
Паралитература – явление массового сознания постиндустриальной эпохи, отражение её основных принципов и стереотипов в художественных текстах. Синонимы паралитературы: массовая литература, формульная литература, тривиальная литература, «низовая» литература, сублитература, беллетристика.
Паракритика – постиндустриальный феномен мышления и речи, господствующий в настоящее время формат восприятия и обсуждения литературных произведений. Это форма существования критики в современном мире и культурный продукт общества сверхпотребления (англ. consumer society). В отличие от паралитературы, паракритика – понятие нейтральное, безоценочное.
Паракритика также и не синоним низкопробной, беспомощной или ругательной критики (гл. 20). Среди типично паракритических текстов немало достаточно профессиональных, принадлежащих авторитетным специалистам и вполне доброжелательных по отношению к авторам и произведениям. Проблема – в самом способе анализа и оценки.
Наконец, паракритика и не синоним глянцевой критики, разве что лишь её частная разновидность. «Маркетизация» и «эстрадность», завлекательность и игра обнаруживаются не только на страницах массовых изданий, в таблоидах и рекламных роликах, но и в толстых журналах, даже в академических узкоспециальных публикациях.
Паракритика – во многом следствие и, одновременно, проявление экспертократии. Как экспертократ ассоциирует себя с чем-то «вне» экспертизы – так и паракритик отождествляет себя с чем-то «около» литературы. И там, и там – уклонение от исходных профессиональных задач: диагностики, идентификации, прогнозирования, поиска оптимальных решений в ситуациях, требующих специальных знаний и компетенций.
Согласно древним представлениям, Земля стояла на трёх китах – так и паракритика стоит на семи опорах, имеет семь основных опознавательных признаков. Рассмотрим их подробнее и проиллюстрируем реальными примерами из литературных обзоров, рецензий, статей, дискуссий. Но предварительно сделаем важное пояснение: здесь и далее цитируются (курсивом) только официальные источники, но фамилии авторов цитат не указываются – во избежание упрёков в тенденциозности и переходе на личности, а также для типизации описываемых явлений. Авторство (кому интересно) без труда устанавливается обращением к поисковой системе интернета.