Теперь всё подлежит критике, даже сама критика.
В. Г. Белинский
В рассуждениях всякой критики непременно подразумевается и суждение о себе самой…
РоланБарт
Литературная критика символически отражает социокультурную ситуацию эпохи. Разбирая и оценивая какой-либо текст, критик одновременно описывает и комментирует контекст своего времени, даже если специально не ставит такую задачу. Фактически любая рецензия, всякий отзыв – это своего рода заархивированный файл культуры на определённом этапе её развития.
Общее место современных социальных и гуманитарных наук – указание на обеднение смысла под натиском формы. И давление это оказывается столь сильно, что смысл либо расплющивается и растекается в речевом пространстве (становится демагогией), либо бесконечно ускользает (превращается в софизм), либо подменяется и делается мнимым (деградирует в симулякр).
Постиндустриальное общество, как кэрролловский белоперчаточный Кролик, столь же элегантно и щепетильно «сверяясь с часами», сталкивает словесную культуру в пропасть бесконечных зеркальных отражений. Вместо извлечения первичных и подлинных смыслов порождаются (литературой) и транслируются (критикой) суррогаты, видимости, мнимости.
В такой ситуации литературному критику гораздо сложнее, чем писателю, ведь художественное произведение по отношению к действительности – реальность второго рода, а критическая статья – реальность уже третьего порядка. Закидывая невод в попытке что-то выяснить (самому) и объяснить (читателю), критик получает улов наблюдений и впечатлений. Но многое из выловленного оказывается с довесками пара-, квази-, псевдо-…